При постройке жилых и промышленных зданий, мостов и во многих других случаях теперь отказываются от применения монолитного бетона и применяют сборный железобетон. Однако в некоторых случаях пока еще целесообразно применять и Монолитный бетон. Это относится преимущественно к крупным массивным сооружениям или их частям: плотинам, нижней части гидроэлектростанций, днищам шлюзов и доков. Из монолитного бетона иногда строят также покрытия взлетно-посадочных полос и автомобильных дорог.

вибраторы для монолитного бетона

Большинство вибраторов, используемых для уплотнения бетонной смеси в монолитных сооружениях, относится пока к числу переносного инструмента. Однако с каждым годом увеличивается область применения таких машин, где рабочий освобожден от тяжелого физического труда по переноске вибраторов и должен только управлять машиной.

Крупные массивные сооружения при бетонировании разрезаются на отдельные части, называемые блоками. Блоки бетонируются один за другим; швы между блоками в последующем заделываются, и, таким образом, получается монолитное сооружение. Блок бетонирования представляет собой обычно прямоугольный параллелепипед (рис) площадью LхВ = 200-400 м2. Обычная высота блока Н = 1,5-4 м. Блоки бетонируют последовательными горизонтальными слоями толщиной h = 20-50 см. Укладка каждого слоя ведется от одного края блока к другому.


схема бетонирования горизонтальными слоями

Рис. Схема бетонирования горизонтальными слоями

Работа по укладке каждого слоя состоит из подачи бетонной смеси, распределения ее по поверхности блока, разравнивания в слой заданной толщины и уплотнения его. Один слой бетонной смеси должен быть перекрыт другим слоем за время не более 1,5 — 2 час. Только при соблюдении этого условия получается монолитная кладка. Если до перекрытия новым слоем нижележащий бетон потеряет подвижность и схватится, его связь с вышележащим бетоном будет недостаточной.

При бетонировании блоков массивных сооружений обычно используют Внутренние вибраторы. В качестве ручного инструмента наиболее удобнее внутренние вибраторы с передачей вращения от двигателя к рабочему наконечнику при помощи гибкого вала. У таких вибраторов бетонщик держит в руках только рабочий наконечник, а наиболее тяжелая часть вибратора (электродвигатель) стоит в стороне на подставке. Рабочий наконечник, прикрепленный к гибкому валу, можно опустить в узкий промежуток между двумя стенками опалубки и лучше проработать бетонную смесь в стесненных условиях.

  Виды фундаментов для садовых домов

Промышленность выпускает малые модели внутренних вибраторов с гибким валом. Эти вибраторы используются для уплотнения бетонной смеси в тонких и сильно армированных частях сооружений. Значительная часть внутренних вибраторов изготовляется со встроенным электродвигателем. Такие вибраторы отличаются компактностью. Недостаток их состоит в том, что габариты двигателя влияют на габариты рабочей части и не дают возможности изготовить рабочую часть малого диаметра (менее 100 мм). Внутренние вибраторы с вынесенным двигателем и жестким соединением его с рабочей частью применяются теперь только для группового использования, при механизированной перестановке группы вибраторов, объединенных в пакет.

Значительные объемы монолитного бетона укладываются при постройке дорожных и аэродромных покрытий, где для механизированного уплотнения бетонной смеси применяются специальные Вибрационные машины. Работы по возведению бетонного дорожного покрытия отличаются однотипностью операций, повторяющихся на всем его протяжении. На каждом участке надо спланировать и уплотнить основание (обычно песчаное), подать бетонную смесь, распределить и разровнять ее по поверхности, уплотнить и загладить. Кроме того, через определенные промежутки в бетонном покрытии устраиваются продольные и поперечные швы, необходимые из-за наличия температурных деформаций покрытия.

Однотипность операций дала возможность создать комплект Самоходных машин, которые выполняют весь комплекс работ по бетонированию дорожных покрытий. При большом объеме работ наличие такой комплексной механизации имеет огромное значение. В комплект машин входят четыре основные установки: профилировщик основания, распределитель бетонной смеси, бетоноотделочная машина и машина для прорезки швов. Кроме того, в комплект входит набор рельсов, по которым машины перемещаются своим ходом, и большегрузная платформа для перевозки их в пределах участка. Рельсы одновременно служат боковой опалубкой для бетона, поэтому они называются рельс-формами. Основные машины следуют одна за другой по полотну возводимой дороги, оставляя за собой готовое бетонное покрытие.

  Бетон - состав и применение