Нагревательные кабели, уложенные под дорожками и ступенями на приусадебном участке, сэкономят время на уборку снега и сделают перемещение по территории более комфортным и безопасным.
Снег и лед накапливаются на дорожках и площадках, ограничивают свободу передвижения и жизнедеятельности человека. Ходить по участку становится неудобно, легковой автомобиль к гаражу проехать не может, двери, ворота и калитка открываются с трудом, а то и вовсе оказываются заблокированными.
Кроме того, в солнечные дни и при перепадах температуры от минусовых к плюсовым, верхний слой снега начинает таять. К вечеру при похолодании он покрывается скользкой коркой или превращается в пласт льда. Удалить слежавшийся слой снега тяжело, иногда даже приходиться использовать лом.
Одним словом, необходимо бороться со скоплениями льда и снега на путях передвижения. Сделать это можно вручную, при помощи простого механического инструмента или с задействованием автоматизированных снегоуборщиков. В любом случае придется немало потрудиться. Но есть более современный и эффективный способ — установка системы снеготаяния.
Конструктивные основы
В принципе, все наружные кабельные нагревательные системы называют антиобледенительными. Но для облегчения понимания выделяют системы снеготаяния (ССТ), которые предназначены для укладки не на крышах, а на открытых площадках. ССТ представляет собой комплект оборудования, главная задача которого — поддержание приусадебной территории в незаснеженном и незамерзающем состоянии в зимнее время.
В составе ССТ выделяют следующие функциональные элементы:
— ГРЕЮЩАЯ ЧАСТЬ состоит из нагревательных кабелей. Это — основной элемент системы. Именно кабели подогревают поверхность, растапливают снег и лед и способствуют удалению жидкости с обслуживаемой площади.
— РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЬ включает в себя силовые и контрольные кабели, распределительные коробки. Она обеспечивает питание всех элементов греющей части и соединение датчиков с управляющим блоком.
— АВТОМАТИКА УПРАВЛЕНИЯ предназначена для контроля эффективности и работоспособности ССТ. В ее состав входят панель управления, регуляторы и датчики (в том числе температуры и влажности). Кроме того, к этому же блоку деталей относится пускорегулирующая и защитная техника.
Объекты применения
ССТ в частных домах устанавливают для защиты поверхности на следующих площадках:
— под плоскостью пешеходной дорожки от калитки к крыльцу дома;
— на ступенях у входной двери (в том числе на вертикальных частях);
— на автомобильных подъездах к участку и гаражу (можно создать две колеи шириной 0,4-0,5 м каждая в местах, где будет проезжать автомобиль).
В некоторых случаях монтируют нагревательные кабели под всеми дорожками, на местах для временной парковки автотранспорта, под отмосткой вокруг здания и террасой. В результате работы системы снеготаяния все обслуживаемое покрытие должно стать чистым. Исключение составляют разве что наиболее снежные дни, когда с объемом осадков ССТ не справится по мощностным показателям. Но и тогда она уменьшает объемы сугробов, упрощает процесс расчистки заносов.
Разумная экономия
Чтобы ССТ справлялась с поставленной задачей, но не тратила при этом лишние киловатты, уже на стадии ее проектирования нужно предусмотреть все нюансы. Система антиобледенения максимально эффективна при использовании теплоизоляции. Если нужно убрать снег с подъездной территории, то более экономно греть только сами колеи, а не всю площадь.
В зависимости от назначения территории выбирают мощность кабеля на квадратный метр:
— дорожка, защищенная от ветра -200-250 Вт/м2;
— дорожка незащищенная -250-300 Вт/м2;
— крыльцо и ступени лестницы — 250-300 Вт/;
— парковка и подъездные пути — 300-350 Вт/м2;
Важно, чтобы территория имела каналы стока талых вод. В конце концов, эффективность ССТ напрямую зависит от системы управления. Лучше всего если она будет работать с использованием данных от домашней метеостанции, которая учитывает целый комплекс погодных изменений.
Полезный выбор
Производительность будущей ССТ должен рассчитывать специалист профильной компании. Это позволит избежать непредвиденных расходов в будущем, получить гарантию на материалы и проведенные работы. При расчете учитывают среднестатистическую интенсивность снегопадов в конкретной местности.
Также во внимание принимают:
— среднюю скорость ветра;
— температурные показатели по месяцам холодного времени года;
— конфигурацию и расположение площадок, наличие или отсутствие уклонов, время затенения участка;
— запас мощности (количество кВт), которую можно выделить на систему снеготаяния. Иначе говоря, оценивают качество домашней энергосистемы.
Однако есть и средние значения производительности, которые можно применять для расчета: нагревательные кабели должны обеспечивать передачу тепла порядка 200-300 Вт/м2. Эта величина называется удельной мощностью подогрева. Чем она выше, тем лучше система справится с сильным снегопадом и тем более надежной будет работа всех элементов в экстремальных метеорологических случаях.
Важно понимать, что конструктивно системы снеготаяния для открытых площадок и антиобледенения для крыши — очень схожи. Однако различия имеются. Прежде всего, они касаются свойств применяемых нагревательных кабелей. Дело в том, что все дорожки, автомобильные стоянки и ступени испытывают регулярную механическую нагрузку от перемещения людей и техники. Да и в процессе монтажа возможно воздействие значительного давления или высоких температур. Поэтому к кабелям в данном случае выдвигают такие требования, как высокая механическая стойкость и хорошая тепловая мощность.
Лучше выбирать не обычные кабели, а их бронированные аналоги с двойным слоем из оцинкованной стальной проволоки в качестве металлического экрана. Кроме того, выделяют резистивные и саморегулирующиеся кабели. Первые характеризуются постоянной мощностью (температурой) по всей своей длине. Они более просты, зато и стоят меньше. Их можно укладывать под дорожками с покрытием из песка, бетона и тротуарной плитки. В продаже имеются и готовые кабельные маты, упрощающие монтажные работы.
Саморегулирующаяся проводка, как следует из названия, может изменять теплоотдачу различных участков в зависимости от внешних условий. Такая способность повышает долговечность и экономичность системы. Из этих кабелей можно выполнить обогрев любых поверхностей. В особенности актуально их применение на больших площадках, например на автопарковке. Также их выбирают, если планируется асфальтирование дорожек.
Может быть разным количество жил в кабеле. Допускается применение и одно-, и двужильной проводки. Преимущество последней — облегченный монтаж и сниженный уровень электромагнитного излучения. Однако на улице это не имеет определяющего значения, так что вполне подойдет и одножильный кабель.
Правила установки
Подготовительные и монтажные работы оказывают прямое влияние на качество, надежность, долговечность и безопасность работы ССТ. Поэтому монтаж необходимо доверять тем фирмам, которые обеспечат гарантийное и послегарантийное обслуживание. Кстати, большинство производителей предусматривает гарантийные обязательства в течение 10-15 лет, но при условии укладки представителями лицензированных организаций.
Надо выбирать компании, которые имеют государственную лицензию на установку электрооборудования, а также сертификат пожарной безопасности на электромонтажное оснащение, гигиеническое заключение о соответствии продукта действующим санитарно-эпидемиологическим нормам.
И все же ответственному домовладельцу необходимо знать основные требования к монтажу. Так, сначала следует подготовить поверхность, сделав ее максимально ровной. Основание должно быть очищено от камней, осколков и прочих острых предметов, поскольку они могут повредить нагревательный кабель. Затем создают подложку из гравия. После этого на сетку или фиксирующие ленты раскладывают нагревательный кабель, как правило, в форме «змейки» с шагом порядка 0,5 м. Датчик температуры устанавливают между тепловыми линиями. Провода не сгибают в местах с соединительными и концевыми муфтами.
Схему раскладки кабелей зарисовывают (или сохраняют план, предоставленный компанией-установщиком). На ней обязательно должны быть обозначены муфты, датчики, линии кабеля, маршруты других инженерных коммуникаций.
Убедившись, что кабели разложены верно, проверяют их целостность, измеряя сопротивление. Потом смотрят, нет ли механических повреждений и насколько надежны крепления. Затем начинают заливку цеметно-песчаной стяжки на высоту 40-60 мм. В процессе работы следят, чтобы не образовывались так называемые воздушные карманы — пустоты в бетоне.
Если над ССТ будет находиться тротуарная плитка, то уложенный на подготовленную поверхность нагревательный кабель присыпают слоем песка до 30-40 мм, после чего монтируют плитку. Первое включение ССТ производят только после того, как наружное покрытие будет полностью готово, а стяжка затвердеет.
Вопросы безопасности
Для современных ССТ характерны высокая надежность и долговечность работы. И все же надо помнить, что это — электрооборудование, которое будет постоянно находиться под ногами жильцов дома.
Для предотвращения несчастных случаев при установке системы должны быть четко выполнены требования пожаро-и электробезопасности:
— монтажные работы осуществляют при положительной температуре воздуха;
— линии нагревательных кабелей не должны касаться друг друга, пересекаться между собой, а также с проводкой и инженерными системами;
— подключение ССТ в обязательном порядке производят не через розетку, а к щитку. А для максимального снижения вероятности поражения током предусматривают заземление. Саму аппаратуру защищают от короткого замыкания и перепадов напряжения при помощи УЗО (устройства защитного отключения);
— толщина стяжки над кабелем должна составлять не менее 2-3 см. Кроме того, в дальнейшем запрещается выполнять механические работы, например рубку дров и т. д., над всей площадью размещения нагревательной системы.