Сегодня же спрос на клининговые услуги резко возрос, и предпосылками этому послужили:
1) понимание необходимости профессионального ухода за зданиями и сооружениями;
2) активно ведущееся строительство;
3) проблемы в организации собственных служб уборки;
4) мода на аутсорсинг.
В свою очередь изменилась и рентабельность бизнеса. Если до 1998 года она составляла не менее 50 %, то сейчас составляет всего 10-15 %. Как результат бурного развития клининговой отрасли возникла необходимость создания государственных стандартов, регулирующих работы в индустрии чистоты. Так появился ГОСТ Р51870-2002.
Специалисты отмечают, что сегодня заказчикам выгодней передавать работы на аутсорсинг, так как это позволяет:
1) уменьшить затраты на уборку;
2) повысить качество уборки;
3) уменьшить затраты на эксплуатацию;
4) экономить на ремонте;
5) компании сосредоточиться на собственном бизнесе.
Основные заказчики клининговых услуг — это коммерческие торговые помещения (торговые центры, супермаркеты, гипермаркеты) и офисные помещения (банки, офисы компаний, офисные центры и государственные учреждения). Причем, большую долю занимают объекты, находящиеся в частной собственности. Доля госучреждений, привлекающих для уборки клининговые компании, невелика, и составляет всего 2-3 % от общего объема заказов. Коммерческие торговые помещения занимают до 80 % обслуживаемых организаций. Остальные 20 % приходятся на складские помещения, транспортные, промышленные объекты, гостиницы, рестораны, объекты досуга и развлечений, медицинские учреждения, объекты ЖКХ и т. д.
Объемы рынка
Общий объем услуг клининга в Москве составляет около 3,3-4,5 млрд рублей.
Клининговые услуги по опросу 15 наиболее крупных клининговых компаний (по объему занимают около 60 %) распределяются между сегментами рынка следующим образом:
1) 45-50 % — торговые помещения;
2) 30-35 % — офисные помещения.
Остальные 15-20 % приходятся на следующие сегменты:
1) промышленность (3 %);
2) транспорт (4 %);
3) объекты досуга (3 %);
4) гостиницы (2 %);
5) рестораны (3 %);
6) медицинские и образовательные учреждения (1,2 %);
7) жилые помещения (0,15 %);
8) прочие объекты (0,8 %).
В настоящее время уборка объектов, находящихся в частной собственности, проводится по двум схемам. В первую входят объекты, чьи руководители отдают предпочтение уборке с привлечением профессиональных клининговых компаний. По оценкам экспертов, они составляют около 20-25 % от общего объема рынка. Остальные уборку производят собственным штатом уборщиков, не имеющих профессиональной подготовки. В этом случае уборочные работы проводятся без соблюдения стандартов по качеству предоставляемых услуг.
Рынок частных объектов клининга — торговых, офисных, промышленных — стабильно растет на 30-40 % в год, конкуренция между клининговыми компаниями довольно жесткая, в основном на крупных корпоративных объектах в Москве и Санкт-Петербурге. Многие компании, стремясь получить конкретные заказы, идут по пути снижения цены на проведение уборочных работ, при этом качество клининговых услуг значительно снижается, тем самым дискредитируется сама идея профессионального клининга.
Основной проблемой является то, что при проведении тендеров для государственных и частных компаний решающим фактором в выборе клининговой компании является ценовой критерий. Это является следствием того, что подавляющая масса владельцев не знает возможностей профессионального клининга и не может оценить качество предоставляемых услуг. Сектора торговой и офисной недвижимости имеют тенденцию к росту, так как сюда привлекаются основные инвестиционные потоки.
К услугам клининговых компаний прибегают как супермаркеты экономкласса вроде «Пятерочки» и «Копейки», так и крупные объекты, такие как Auchan, Leroy Merlin, IKEA и т. д. В сфере торговой недвижимости заказчик стремится к найму клининговой компании, а в области офисных помещений часто можно встретить собственную службу уборки. Некоторую повышенную заинтересованность к услугам клининговых компаний в последнее время проявляют складские терминалы, расположенные за чертой города.
Стоит заметить, что активно развивается область промышленного клининга. Проводимые работы в этой области можно отнести к работам повышенной сложности. Вот пример из практики: поступает запрос на разовую работу — отмыть трубную оснастку на высоте от одного до восьми метров и длиной трубы 14?000 погонных метров! Или очистить промышленные емкости внутри и снаружи, а емкости проходят через два, а то и три этажа производственных помещений. В некоторой степени развитие тормозит активное завоевание сегмента, а также то, что большая часть серьезных предприятий находится в регионах.
Типы услуг
Многие клининговые компании оказывают услуги по ежедневной уборке и выполнению спецработ. Если спецработы часто зависят от сезонности и характеризуются разовостью, то ежедневная уборка носит долгосрочный характер. Эти два направления развиваются параллельно, и оба являются достаточно востребованными на рынке. Сезонными являются работы в зимний период по очистке крыши от снега и наледи, вывозу снега; весной — основной акцент приходится на мойку фасадов, оконного остекления и уборку прилегающей территории. В осенне-зимний период в связи со слякотью и применением антигололедных реагентов увеличивается необходимость уборки полов в крупных супермаркетах и офисных центрах.
Рынок клининговых услуг достаточно быстро развивается — оборот большинства компаний растет в 1,5-3 раза в год. Если в 1992 году в России было лишь 2-3 клининговые фирмы, которые находились с Москве, то в 1995 году таких фирм насчитывалось уже 30, 20 из которых были в Москве; в 2004 году количество клининговых компаний в Москве возрасло до 300, 120 фирм появилось в Санкт-Петербурге.
В целом по России в 2004 году работало около 650-700 фирм с общим оборотом примерно до $300 млн. В 2007 году, по оценкам специалистов, оборот составил до $400 млн, в Санкт-Петербурге до $210 млн. Не совсем охвачен клининговыми компаниями сектор ЖКХ. Здесь можно отметить как обслуживание общих помещений (подъезды, придомовая территория), так и предоставление услуг жильцам (генеральная уборка квартир, химическая чистка ковров и т. д.).
Компании, заключающей договор на обслуживание, надо быть готовой предоставить полный спектр услуг. Например, не помешают услуги сантехников, электриков, садовников. Однако, чтобы обеспечить подрядчику рентабельность от подобного проекта, необходимо обслуживать не менее 30 домов. И все же данный сектор имеет все предпосылки к развитию.
Стоит отметить, что интересной областью для развития может служить обслуживание транспортных объектов, таких как аэропорты, железнодорожные вокзалы, метрополитен. В принципе этот сектор достаточно охвачен клининговыми компаниями, однако видится перспектива обслуживания салонов поездов, самолетов, автобусов, троллейбусов и т. д. Вырос процент привлечения клининговых компаний в области досугового сктора. Особенно это касается фитнес-клубов, кинотеат-ров, развлекательных центров, где требуется профессиональная, а главное, оперативная уборка.
В обслуживании объектов досуга, включая спортивные и культурно-развлекательные, преобладают разовые услуги. Доля ежедневно обслуживаемых помещений наиболее высока у кинотеатров и фитнес-клубов». К числу слабо освоенных, но весьма перспективных сегментов можно отнести объекты здравоохранения и образования, а также муниципальное жилье. Доля частного жилья на московском клининговом рынке является крайне низкой. Влияние на развитие данного сегмента должен оказать рост доходов населения, а также развитие франчайзинга и привлечение клининговых компаний к обслуживанию сектора ЖКХ.
Специалисты индустрии подразделяют клининговые компании на следующие группы:
1) крупнейшие операторы (более 500 чел.);
2) крупные операторы (от 200 до 500 чел.);
3) средние операторы (от 50 до 200 чел.);
4) мелкие (менее 50 чел.).
Таким образом, по статистическим данным можно сделать вывод, что суммарный объем предложения клининговых услуг на московском рынке составил $104-115 млн, из них на долю вышеупомянутых крупнейших компаний приходится $72-75 млн, что составляет почти 70?% московского рынка.
Что касается стратегического развития большинства компаний, то, как правило, они выбирают стратегию предоставления широкого спектра услуг, то есть помимо исключительно уборочных работ, осуществляют еще и спецработы, например:
1) установка систем грязезащиты;
2) сервис сменных грязезащитных ковров;
3) восстановление и уход за поверхностями из камня;
4) озеленение, фитодизайн, ландшафтное проектирование;
5) благоустройство территории.
Однако более крупные компании могут позволить себе заниматься сопутствующей деятельностью, например:
1) продажа уборочного оборудования, инвентаря и расходных материалов;
2) консалтинг и профессиональное обучение;
3) разработка и производство инвентаря и химических средств;
4) эксплуатация недвижимости;
5) кейтеринг;
6) химическая чистка.
Среди большого количества производителей используемых ресурсов, инвентаря, химических средств нет ярко выраженных производителей-лидеров для всех типов уборочных работ. Каждый производитель имеет отдельные виды оборудования, которое является наиболее предпочтительным для конкретного вида работ. Тенденция последнего времени — рост применения аккумуляторных поломоечных машин взамен кабельных, а также рост применения машин с самоуправлением.
Хотелось бы подчеркнуть, что отечественная уборочная техника профессиональными компаниями практически не используется, и это притом, что цены отечественных производителей выгодно отличаются от западных аналогов. Стоимость химикатов составляет в себестоимости работ клининговых компаний от 5 до 50?%; например, при ежедневной уборке доля химсредств в себестоимости — 5-10?%; при химчистке ковролина — до 15?%; при работе с мрамором — до 30?%; при специальных работах по удалению пятен могут составить и 50?% от себестоимости.
По оценкам специалистов, обороты на рынке уборочной техники и химических средств России составляют примерно в $100 млн в год. Одна из важнейших проблем на рынке клининговых услуг — это высокая текучка и нехватка квалифицированных кадров, в том числе и на низших должностях. Также проблему представляет неграмотность самих заказчиков, которые четко не представляют, что входит в понятие «клининг».
Демпинг также представляет проблему, с которой сталкиваются фирмы. Часто заказчик, не имея претензий к работе клининговой компании, через некоторое время получает письмо о поднятии стоимости на услуги и принимает решение нанять другую клининговую компанию на старых условиях. Естественно, он находит такую компанию. Но что происходит дальше? Инфляцию никто не отменял, рост заработной платы тоже, и новая клининговая компания просто обязана понизить рентабельность проекта и при этом показывать высокий уровень обслуживания, чтобы «удержаться» на объекте. А через год или менее, израсходовав свой ресурс, она принимает решение уйти с этого объекта.
Итак, в результате мы имеем две компании, потерпевшие убытки при работе в подобных условиях. Проблема в том, что цена за один квадратный метр уборки ежегодно повышается. Однако рынок спроса подстраивается неохотно, в то время как заказчик пытается найти выход и снизить удорожание проекта в целом путем запрашивания более низкой цены, подрядчик стремится понизить стоимость путем различного рода изысканий. В результате эти премудрые действия приносят проблемы как заказчику, так и подрядчику. Нельзя также не отметить проблему пробок на дорогах в Москве. Простои транспорта в пробках замедляют работу логистики. С начала этого года нам пришлось вдвое увеличить число транспортных машин, дабы скорость поставок не снизилась.
Тенденции
Среди тенденций развития клинингового бизнеса в России наши эксперты выделяют следующие.
1. Покупка действующих операторов крупными российскими и западными компаниями. Эта тенденция будет набирать свои обороты. Следует отметить, что перспективность российского рынка стала привлекать иностранные компании особенно в последние два года (примеры: покупка «Сканклин Рус» и «Альфа Клин»). Причиной тому послужили: стабилизация и рост клинингового рынка до уровня, позволяющего приход иностранных компаний, бурное развитие торговых сетей, рост покупательной способности населения, рост интереса к аутсорсингу. Как результат все это неизменно приведет к росту конкуренции. Однако в настоящее время существенной угрозы иностранные операторы для местных компаний не представляют, поскольку вряд ли последуют массовая скупка российских компаний, либо вытеснение российских игроков, но в связи с постоянно увеличивающейся конкуренцией на рынке положительное влияние на качество услуг возможно.
2. Развитие филиальной сети в регионах России и странах СНГ крупных операторов, работающих на московском рынке, а также продажа франшиз. Конечно, разница между покупкой бизнеса и франчайзингом существенная. Так, например, при покупке бизнеса, приобретающей компании не гарантировано сохранение клиентов, тогда как франчайзинг в этом плане менее рискован. Тем не менее минус франшизы в том, что она достаточно дорогостоящая. Стоит признать, что и это рынок набирает обороты. Что касается развития филиальной сети крупными московскими операторами, то здесь можно сказать, что практически 100 % московских операторов с численностью персонала свыше 200 человек имеют планы по созданию в регионах РФ и странах СНГ филиалов, представительств либо продаже франшиз.
По мнению специалистов, мелким московским и региональным компаниям остается следующее:
1) специализироваться только на определенных узкопрофильных видах работ;
2) слияние с крупными компаниями, покупка франшизы крупной клининговой компании; 3) повышение статуса компании за счет постоянного обучения сотрудников, повышения их квалификации, использования новейшей техники, химических средств и технологий клининга;
4) объединение в отраслевые ассоциации.
Итак, рынок выходит на стадию формализации, а потому ведущие компании создают отраслевые ассоциации, такие как Международная ассоциация компаний индустрии чистоты (МАКИЧ), Ассоциация русских уборочных компаний (АРУК) и другие. Ассоциации выступают за создание входных барьеров: отраслевых стандартов, сертификации, лицензирования, но это уже тема для отдельной статьи.