Рынок напольных покрытий, как и многие другие рынки строительных материалов, сильно зависит от развития строительства в стране, а также от благосостояния потребителей. При подъеме экономики в стране начинается ввод новых торговых и жилых площадей, люди стремятся улучшить условия проживания, и все это приводит к повышенному спросу на строительные материалы.
Именно такая ситуация наблюдалась в нашей стране до начала мирового финансового кризиса. Однако на протяжении 2008-2009 годов под влиянием всемирного финансового кризиса строительство затормозилось, ввод в эксплуатацию новых торговых центров был отложен до 2011 года, что естественным образом негативно сказалось на развитии рынка напольных покрытий.
До кризиса средние темпы роста на рынке напольных покрытий составляли около 20 % в год, в 2008 году темпы роста упали до 12 %, а в самый тяжелый 2009 год на рынке наблюдалось падение, которое в различных сегментах составило от 17 до 40 %.
Единственный сегмент, который показал небольшой рост, — это паркет, объем рынка которого увеличился на 3 %. Однако этот сегмент одновременно является и самым маленьким по объему, что объясняется высокой стоимостью данного напольного покрытия. Так, по оценкам аналитиков, к концу 2009 года на российском рынке было 7,6 млн. м2 паркета. Для сравнения: объем рынка линолеума составил около 160 млн. м2, включая как собственное производство, так и импортную продукцию.
Впрочем, и падение его было самым мощным: в целом этот сегмент по итогам 2009 года сократился на 40 %. Объясняется это достаточно просто: линолеум — один из самых недорогих материалов, который используется как в офисах, так и в жилых домах. Однако в большей степени его все же используют в торговых центрах и офисных зданиях, поэтому, как уже говорилось, снижение активности на строительном рынке и отразилось сильнее всего на этом сегменте. Ко всему прочему рынок напольных покрытий довольно сильно зависит от импорта, и в этом еще одна причина, по которой мы наблюдали столь резкое падение на рынке, — одновременно со снижением собственного производства произошло снижение поставок зарубежной продукции. Однако 2010 год внес ряд изменений.
По оценке экспертов, объем рынка паркета в составил $800 млн., при этом рынок падал за счет снижения объемов импортной продукции. Если рассматривать отечественное производство, то можно сказать, что с января по сентябрь в 2009 году прирост в производстве составил 25 %, за тот-же период в 2010-м — только 2 %. В общем объеме напольных покрытий доля паркета снизилась на 1 %. Это объясняется тем, что в данном сегменте имеются лояльные потребители, которые не желают снижать качество жизни даже в кризис. Согласно данных Росстата, в 2009 году объем производства паркета составил 2160,5 тыс. м2, что на 9 % больше аналогичного периода 2008 года.
Анализируя данные таможенных баз РФ, можно сделать вывод, что либо среди этого сегмента высока доля «серого» импорта, так как, по официальной статистике, доля импортной продукции не превышает 20 %, однако по расчетным данным получается, что такой продукции на рынке в 6 раз больше, чем отечественной. Либо статистика российского производства занижена как минимум в четыре раза, с чем и соглашаются большинство отраслевых аналитиков.
Похожие проблемы наблюдались и на рынке линолеума. В 2010 году специалисты отметили снижение объемов производства на 25 %, однако в целом рынок упал еще сильнее из-за продолжающих снижаться объемов импорта, поэтому пессимисты полагают, что падение на рынке составило в сумме 40 %. Впрочем, при этом произошло и снижение экспорта продукции на зарубежные рынки, что позволяет говорить об объемах рынка в 80 млн м2.
Стоит отметить, что непосредственно среди производителей в России есть российские компании, а есть иностранные компании, которые в целях снижения транспортных и таможенных расходов открыли на территории нашей страны свои заводы, при этом в каждом из сегментов можно выделить своих лидеров. В целом на российском рынке представлена продукция всех ценовых сегментов. При этом в кризис наблюдалась забавная тенденция: продавцы отметили, что в нижнем и среднем ценовых сегментах наблюдался заметный спад продаж, в то время как напольные покрытия из высшего ценового сегмента почти не пострадали, а в некоторых сегментах (например, паркет) наблюдался даже незначительный рост продаж.
Специалисты отмечают интересную особенность российского рынка: большинство потребителей предпочитают экономить на строительных материалах, используемых в процессе ремонта, в том числе на напольных покрытиях. Это приводит к тому, что к моменту окончания ремонта в одном помещении успевает прийти в негодность напольное покрытие в другом — там необходимо вновь проводить косметический ремонт, поэтому многие россияне находятся в состоянии «перманентного ремонта», цикл которого составляет 5-6 лет.