Испортить дорогое напольное покрытие, будь то самый качественный мрамор или плитка весьма просто. К примеру, если не используются грязезащитные покрытия у входа в офис или магазин, а ведь с этого и начинается профессиональная уборка.
Есть подсчеты, что каждый килограмм грязи, попадающий в помещение, наносит ущерб примерно в $ 600-700 за счет износа внутренних покрытий. Под действием абразива изнашивается ведь любое покрытие — мрамор, гранит, плитка, ковролин. Но профессиональный клининг продлевает срок службы покрытия в 5-6 раз. Если за тем же мрамором правильно ухаживать, он прослужит 50 лет. Все эти протоптанные ступени, затертые мрамор и ковролин, которые мы видим, — это следствие непрофессионального подхода к уборке, потому что по технологии поверхности изнашиваться не должны.
Некоторые компании обращаются к услугам новоиспеченных клининговых компаний, работающих по демпинговым ценам, но это тупиковый путь, поскольку стоимость услуги рассчитывается очень просто, и если кто-то за нее просит в два раза меньшую сумму, значит, работа не будет сделана на должном уровне. Гораздо эффективнее вопрос экономии средств решается путем привлечения к уборке профессиональной компании. Она определит зоны в здании, в которых можно убирать менее интенсивно, за счет этого сократит персонал, но опять же сделав это профессионально. Например, помещения с меньшей проходимостью будут убираться два раза в неделю, а не каждый день, технические помещения раз в месяц.
Хорошая клининговая компания всегда будет тщательно учитывать специфику объекта. Допустим, если в помещении лежит рельефный керамогранит, имитирующий натуральный камень, убирать его будут ежедневно, поскольку структура этого изделия склонна накапливать грязь.
В суровых экономических реалиях как никогда важны новые технологии клининга. Повышенное внимание к входу в здание — чем не антикризисная мера? Надежная грязезащита входа собирает до 95 % грязи, человек наступает на такое покрытие, и от каждого шага обувь идущего становится чище. Профессиональное грязезащитное покрытие покупается один раз и служит до 10 лет. Диапазон цен здесь довольно широк, но профессиональная клининговая компания всегда сможет предложить вариант грязезащиты в рамках бюджета. Кстати, бытует стереотип, что летом грязезащита не нужна, но это не так — в теплое время года абразив и песок также попадают в помещение. Опять же если им ничего не препятствует на входе.
Борьба за клиента
Навряд ли компании, которые привлекают клиентов путем демпинга цен, или так называемых «ценовых войн», задержатся на рынке надолго. К сожалению, рентабельность клининговых услуг всегда была на уровне 10-15 %, и как таковой, отсутствовал запас доходности по стоимости клининговых услуг.
В первую очередь кризис коснулся клининговых компаний, обслуживающих банки и крупные торговые центры, — это проявилось в несвоевременной оплате услуг. Далее эта проблема пошла по отрасли в целом, и компании-лидеры были вынуждены пойти на оптимизацию портфеля клиентов.
В качестве основной тенденции сегодняшнего дня можно назвать реструктуризацию бизнес-процессов. И если в 2006-2008 годах был бум на услуги, то сейчас снова на первый план вышли минимальная цена и высокое качество.
Все просят выразить потери в процентном отношении, но сделать это сложно по той простой причине, что курсы волют нестабильны. Проще говоря, из месяца в месяц проходит коррекция. Ну а если говорить в среднем, то это чуть выше 15%.
Люди и машины
Принято думать, что работу уборщика может осилить любой, и это не та сфера, где требуется какое-то специальное обучение. Однако проблема обучения персонала весьма актуальна. В некоторых странах наличие у уборщика сертификата о профессиональной подготовке становится обязательным условием при приеме на работу в клининговую компанию. Такой документ выдает Британский институт клининговых наук — ведущее учебное заведение в мире в области уборки. Получению сертификата предшествует тренинг, где изучаются и прорабатываются различные технологии уборки. В России требования к «образованию» уборщиков не столь жесткие, однако ведущие клининговые компании организуют обучение своих сотрудников.
Линейный персонал (уборщики, бригадиры), менеджеры объектов должны проходить обучение в учебных центрах, в которых разработаны многоуровневые программы повышения квалификации с выдачей соответствующих сертификатов. Линейный персонал — это, в какой-то мере, лицо любой клининговой компании. Именно уборщиков видит клиент каждый день в своем офисе или торговом центре, поэтому важно, чтобы они и их непосредственные руководители на объектах обладали определенными качествами и этикетом. Учитывая большую текучесть кадров в сфере клининга и, соответственно, нецелесообразность каких-то заоблачных вложений в обучение, компании часто практикуют экспресс-обучение непосредственно на обслуживаемых объектах.
Уборщикам объясняют правила использования оборудования, инвентаря, материалов, моющих средств, а также порядок их использования на различных поверхностях. Особенно это актуально, когда в помещении дорогостоящие покрытия, уход за которыми можно осуществлять не только с помощью тряпки и швабры. Допустим, для поддержания блеска полированной плитки применяется полотерная машина, а для продления срока службы мрамора используются специальные мастики — эти и другие нюансы уборщики должны знать «на зубок». Кстати, обычно обслуживание напольных покрытий выполняют те сотрудники клининговой компании, которые имеют более высокий уровень квалификации.
В принципе, все антикризисные меры достаточно очевидны и логичны, поэтому все крупные компании сектора клининга проводят подобные изменения. Будет разумно предположить, что кризис, в конечном итоге, приведет к повышению эффективности работы компаний, улучшению качества оказываемых услуг, усилению конкуренции на рынке. А от этого выигрывают, как правило, конечные потребители, то есть те люди, которые посещают чистые торговые центры, кафе и рестораны, автосалоны и театры, аэропорты и фитнес-центры, а также работают в чистых офисах.