«Прорывным» для пробки в России стал 2006 год, когда в нашу страну было ввезено почти три тысячи тонн пробковых стройматериалов. Однако уже на следующий год, в 2007-м, поставки снизились до 1,7 тыс. тонн, что, свидетельствует о неспособности рынка освоить в полном объеме импорт. В 2008-м поставки пробки также продолжали снижаться, достигнув «дна» в 2009 году, когда в Россию было ввезено меньше тысячи тонн различных пробковых изделий: рынок пробки отреагировал падением на мировой финансовый кризис.
Рынок пробковых покрытий жестко привязан к курсу евро. Во время финансового кризиса, когда евро достиг отметки в 47-48 рублей, мы наблюдали замирание рынка, значительное снижение объемов продаж. Однако сегодня продажи стабильно высоки и, по прогнозам, будут увеличиваться.
Кроме того, оценки объемов рынка затрудняет тот факт, что таможенные органы России фиксируют массу ввезенного груза, тогда как напольные покрытия логично было бы измерять в тысячах квадратных метров. В прошлом году пробка опять совершила прорыв на российском рынке. Даже если предположить, что все ввезенные в Россию пробковые плитки, листы и блоки — это покрытия для пола, тогда, по весьма приблизительным оценкам, речь может идти примерно о 850 тыс. м2. Примерно так же оценивают объемы рынка и дистрибьюторы.
Откуда «дровишки»
Большинство марок пробковых напольных покрытий «родом» из Португалии. Это закономерно, так как на Португалию приходится треть мировых посадок пробкового дуба, и также в Португалии сосредоточено 80 % предприятий, перерабатывающих дубовую кору. На втором месте по объемам производства пробковой продукции в мире — Испания. Третье место поделили Германия и Голландия.
По данным Федеральной таможенной службы, в прошлом году 80 % импортной пробки в Россию поступило из Португалии. Наряду с португальской пробкой на российском рынке присутствуют также пробковые изделия из Китая, Испании, Германии, Италии, Польши.
Китайские пробковые полы появились на российском рынке несколько лет назад, но их качество оставляет желать лучшего. Во-первых, в Китай из Европы отправляются отходы пробкового производства. Во-вторых, китайские пробковые полы не соответствуют европейским стандартам.
Наиболее продаваемая в России марка пробковых полов — Wicanders, принадлежащая группе компаний Amorim (в нашей стране представлена также торговыми марками Ipocork и Maestro Club). Amorim — это старейшее в мире предприятие по переработке пробки, основанное в 1870 году, мировой лидер пробкового производства. Ежегодно Amorim производит более 5 млн м2 декоративных отделочных материалов из пробки, 90 % которых идет на экспорт.
Гадание на пробковой гуще
Пробка пришла в Россию не так давно, лишь 8-10 лет назад. И до сих пор пробковые покрытия представлены не во всех регионах, даже ближайших к Москве. Об этом материале знают в крупных городах, таких как Владивосток, Краснодар, Новосибирск, Челябинск… Емкость рынка велика, при этом он абсолютно ненасыщен. Возможно, постепенно пробка вытеснит с рынка своего ближайшего конкурента среди напольных покрытий — ламинат, так как качественный ламинат по цене сопоставим с пробкой, но пробковый пол превосходит его по всем показателям.
Российский рынок строительных материалов повторяет тенденции европейского рынка с отставанием примерно в 3-5 лет, а Европа испытала скачкообразный рост на пробковые полы в конце 90-х и в начале 2000-х, и этот рост сохраняется на уровне 10 % в год. В России в настоящее время аналогичная ситуация, но рост более значительный, примерно на уровне 15-20 %. Это связано также с тем, что обыкновенный ламинат, будучи недостаточно комфортабельным и экологичным, постепенно уходит с рынка. В то же время потребитель всегда хочет видеть что-то новое, поэтому производители пробковых полов сейчас выпускают оригинальные коллекции на базе уже хорошо зарекомендовавших себя технологий.
Можно отметить технологию фотопечати на пробковых полах, стремительно захватывающую рынок. Эта технология позволяет нанести любое изображение на полы, имитировать любые породы дерева, керамику, узоры. При этом сохраняются все положительные свойства пробковых полов. Или уникальную новинку швейцарских производителей, так называемые кожаные полы, соединяющие пробку и кожу. Стоит заметить, что, несмотря на дороговизну, кожаные полы всего лишь за год увеличились в продажах на 200-300 %, потому что и пробка, и кожа — это качественные, комфортные и экологичные материалы, и потребитель это понимает.
В настоящее время соотношение спроса и предложения на пробковые покрытия находится в равновесии. На рынке предлагают преимущественно качественную португальскую пробку. Есть пробковые полы в различных ценовых сегментах — от среднего до дорогого. Предложение есть в каждом российском городе. Спрос на пробковые покрытия растет среди населения крупных городов, где информированность о продукте выше. Пробка — это нишевой продукт. По разным оценкам, рынок пробковых полов будет прирастать в 2011 году, картина будет разной в различных регионах, средний прирост составит 5-10 %. Тренд — это пробка, тонированная в различные цвета. Очень популярны все оттенки белого и кремового тонов. Постепенно набирает обороты пробка серой цветовой гаммы, популярная в Европе.
Развитие потребительского спроса в отношении пробковых полов для России характерно в той же мере, как и для рынков других стран: в период бурного роста, который начался в 2005- 2006 годах и с большой долей вероятности станет умеренным к 2011-2012 годам, постепенное увеличение цены на пробку уравновесит рост спроса. Поэтому, несмотря на дальнейшее увеличение продаж, пробка и в далеком будущем сохранит свой статус «самого дорогого из дорогих полов» (в тесной компании со штучным паркетом и массивной доской).