Полимеры все прочнее входят в нашу жизнь. В США полимерные полы составляют до 30 % производственных и общественных площадей, в Западной Европе доля и того выше — 40 %. В России до таких показателей еще далеко. В прошлом году на долю полимеров пришлась лишь одна десятая часть от общего объема выполненных работ (от общей площади уложенных полов), что составляет 6-7 млн м2 полимерных покрытий в год. Большую часть рынка — 76 % — занимают сухие ровнители, еще 14 % — бетонные полы с упрочненным верхним слоем. Тем не менее, специалисты отмечают, что производство полимерных составов для полов — одна из самых перспективных отраслей.
Полимерные полы бывают промышленными (для производственных помещений различного назначения) и декоративными (для жилых и публичных интерьеров). Другая классификация основана на толщине покрывающего слоя: окрасочные (тонкослойные) — толщиной 0,2-0,5 мм; наливные (самонивелирующиеся) — 1-4 мм; высоконаполненные 4-10 мм. Более половины потребления полимерных покрытий для промышленных полов приходится на эпоксидные составы, которые производят 25 компаний. Импортные эпоксидные компаунды представлены полутора десятками марок.
Наименее распространены среди полимерных полов метилметакрилатные. На российском рынке метилметакрилатные полы представлены в основном марками Silikal, Duracon, Icosit и Ай-Си-Топ Биндер ММА. Среди крупнейших производителей эпоксидных и полиуретановых составов, можно выделить следующие: завод СМТ (торговые марки «Ризопур», «Ризопокс»), Hantsman-NMG («Полиплан», «Полипласт», «Полифлекс»), Евростройпроект (системы ESP), Ай-Си-Ти Кемикал (покрытия ICTop). Среди импортных материалов наибольшие объемы применения приходятся на продукцию концерна Sika, кроме того, можно отметить регулярные поставки немецких материалов Remmers и Romex , а также финской продукции Nanten. В целом на импортные марки приходится лишь 10 % потребления.
Крупнейший производитель полиуретановых промышленных полов в России — компания «Хантсман-НМГ», которая занимает около 40 % рынка. В 2009 году в России было произведено около 3,6 тыс. тонн полиуретановых составов для промышленных полов. Спад производства за год составил около 9 %. В прошлом году — около 4 тыс. тонн, темп прироста составил около 8 %. Однако и независимые эксперты, и участники рынка отмечают, что рынок полиуретановых составов и полимерных полов в целом, несмотря на демонстрирующийся рост, не достиг докризисных показателей уровня 2008 года. В 2010 году рост выпуска и потребления полов на полиуретановой основе составил 8 % к предыдущему году, хотя ожидания некоторых участников рынка в начале прошлого года были выше и предполагали рост на 15-20 %. Однако эти ожидания основывались на результатах первого полугодия, когда, ещё реализовывался отложенный спрос.
Спрос на рынке промышленных полов сегодня достаточно стабилен, однако он остается ниже уровня 2008 года примерно на 30 %, что говорит о том, что рынок в полном объеме до сих пор не восстановился. Причина кроется в том, что наш бизнес жестко привязан к строительству, а новые объекты в 2009-2010 годах практически не закладывались, в основном завершались проекты, начатые в 2007- 2008 годах. После кризиса рынок потерял до половины крупных игроков из числа строительных компаний, занимающихся укладкой полимерных полов, а многие работающие компании полностью еще не достигли докризисных объемов выполненных работ. Тем не менее, сегодня этот сегмент постепенно восстанавливается, и есть перспективы. Наличие достаточно стабильного спроса привело к появлению большого количества новых небольших компаний.
Сегодня компании, работающие в этом сегменте, уверены в развитии положительных сценариев. Кризис внес существенные коррективы в ситуацию на рынке промышленных полимерных полов. Многим компаниям пришлось пересмотреть свои планы и принципы ведения бизнеса, снизив рекламную активность, сократив количество сотрудников и кадровые бюджеты.
О том, что рынок полимерных покрытий для пола жестко привязан к строительной отрасли, говорит и тот факт, что более трети объема потребления полиуретановых покрытий приходится на Москву и Московскую область, где также наблюдаются большие объемы нежилого строительства: здесь возводятся около 30 % нежилых зданий, построенных в стране. Среди других причин маркетологи называют близость производственной базы: предприятия, выпускающие полимеры для полов, также расположены в этом регионе, что облегчает сбыт продукции и увеличивает проникновение на рынок.
Узкая специализация
Среди линеек продукции большей части производителей присутствуют системы полимерных покрытий со специфическими свойствами: антистатическими, противоскользящими, характеризующиеся пожаробезопасностью, способностью выдерживать высокие механические, химические или термические нагрузки, водонепроницаемостью или, наоборот, паропроницаемостью. Например, покрытия Sikafloor — 262 AS, Sikafloor — 262 AS Thixo, Sikafloor — 81 AS N и Sikafloor — 390 AS производитель (Sika) рекомендует как антистатические; ESP 530 охарактеризованы производителем (ESP) как стойкие к сверхвысоким механическим, абразивным, химическим нагрузкам и выдерживающие перепады температур. «Полиплан Антистатик» рекомендованы производителем («ХантсманНМГ») как антистатические, «Полиплан Эласт» — как система для холодильных и морозильных камер, выдерживающая резкие перепады температур. Системы «Полиплан Инерт» («Хантсман-НМГ») и ESP 070, 110, SL, 210, 350, 530, 730 (ESP) обладают таким свойством, как радиационная стойкость и дезактивируемость, и могут быть использованы на предприятиях атомной промышленности. В линейке напольных покрытий BASF есть также сертифицированные решения для атомной промышленности — Mastertop NPP.
Отдельно большинством производителей выпускаются линейки окрашенных и декоративных компаундов для полов. Потребителями востребованы полимерные полы с самыми различными свойствами.
Возрастает спрос на специализированные покрытия, особенно это касается полимерцементных составов и составов, используемых при устройстве полов для производственных помещений пищевой промышленности. А также на покрытия с антистатическим эффектом для производств, где существует опасность блуждающих токов. Это, прежде всего электронная промышленность. Другая тенденция — интерес к декоративным наливным покрытиям. Разработки компаний-производителей и внедрение на рынок новинок привели к тому, что полимерные покрытия для пола перестали восприниматься только как промышленные. Более того, дизайнеры поняли, что полимеры дают практически неограниченные возможности для творчества.
Наливные полы подходят для интерьеров в минималистском стиле, в стиле хай-тек, хорошо сочетаются с пластиковыми, металлическими, стеклянными поверхностями. Если на промышленные наливные полы уже в течение достаточно долгого времени спрос стабильный, то на декоративные наливные полы наблюдается всплеск спроса, и в дальнейшем он также будет увеличиваться. Наибольшей популярностью у дизайнеров интерьеров и частных клиентов пользуется покрытие, имитирующее натуральный камень. Также большой интерес вызывают 3D-полы, это тренд сезона. Однако у «объемных» полов есть свои особенности: рисунок просматривается только с одной точки. Видимо, поэтому при огромном интересе к продукту еще ни одного заказа на 3D-покрытия у нас не было. Наиболее же модными и современными на сегодняшний день являются наливные полы Pandomo и Pandomo Loft (Ardex, Австрия).