Основная ошибка, которую допускают мастера с низкой квалификацией, связана с предварительной подготовкой пола и стен. Если при работе с традиционной облицовочной плиткой рельеф иногда можно нивелировать клеем, то для мозаики такой вариант не подойдёт. Этот материал сажают на тонкий равномерный клеевой слой, что подчёркивает все огрехи основания. Поэтому штукатурку, стяжку или листовое выравнивание под мозаику выполняют на том же качественном уровне, что и под покраску.
Особое внимание следует уделить горизонтальности и вертикальности плоскостей. В противном случае в углах будут образовываться неэстетичные клинья из подрезанных тессер. Погрешность на участке протяжённостью 3 м не должна превышать 1-2 мм.
Перед отделкой необходимо удалить пыль со стены и очистить последнюю от загрязнений. Кроме того, основу следует покрыть грунтом для минеральных поверхностей. И сожалению, этим этапом часто пренебрегают. Между тем пользу грунта трудно переоценить.
Во-первых, он закрывает поры основания, во-вторых, улучшает адгезию монтажной смеси и, в-третьих, тонирует поверхность, что очень важно для полупрозрачной стеклянной мозаики. Неоднородность цвета основы может проявляться даже через слой клея, и в итоге облицовка будет неаккуратной и пятнистой.
Одна из самых распространённых ошибок — пренебрежение разметкой. Многие укладывают мозаику как придётся, надеясь, что малый размер тессер позволит избежать подрезки. На практике же материал приходится подрезать (подкалывать) намного больше, чем при продуманной загодя схеме.
Желательно, чтобы каждая облицовываемая поверхность начиналась с ряда целых тессер (чипов), что удаётся крайне редко. Поэтому подрезку стараются согнать в те зоны, которые меньше всего бросаются в глаза, — дальние углы, пространство у входной двери и т. д.
Облицовку помещения начинают с пола, а при отделке стен двигаются сверху вниз. При этом толщина швов не должна превышать 2-3 мм. Криволинейные поверхности облицовывают в последнюю очередь. Кстати, на этом этапе многие допускают ошибку, связанную с выбором мозаичных модулей.
Как известно, они могут иметь основу в виде бумаги, наклеиваемой с лицевой стороны, либо сетки, которая находится с изнаночной стороны. Чтобы швы получались аккуратнее, первые рекомендуется использовать на выпуклых поверхностях, а вторые-на вогнутых средней кривизны.
Затирку и клей следует выбирать исходя из специфики основы и облицовочного материала. Так, для стеклянной мозаики применяется только специализированная монтажная смесь. И дело не только в том, что клей, предназначенный для относительно пористой керамики, может не схватиться с гладким стеклом. Имеет значение и цвет состава. Даже белый клей под воздействием влаги темнеет, причём в зонах прямого попадания воды — больше, а в относительно сухих — меньше, и перепады тона будут проглядывать через стекло. Со специализированной смесью такой проблемы не возникнет.
При облицовке мозаикой «мокрых» зон лучше использовать не цементную, а эпоксидную затирку. Она придаёт швам влагостойкость и невосприимчивость к «химии»
Во время монтажа мастер должен равномерно распределять клей по поверхности таким образом, чтобы он не заполнял швы, иначе затирка будет ложиться неровно. Сначала клей накладывают гладким шпателем, а потом выравнивают слой специальной гребёнкой с малой высотой зубца.
Большинство квалифицированных мастеров предпочитают тонким слоем дополнительно промазывать тыльную сторону мозаичного модуля, обеспечивая тем самым стопроцентное приклеивание каждого элемента.
Мнение специалиста
Мозаику поставляют 8 виде квадратных модулей на сетке или бумаге. Классическая ошибка — мозаику укладывают бумагой к стене и приклеивают. Бумага намокает, и облицовка съезжает со стены. Благодаря малому размеру тессер мозаика идеально подходит для отделки криволинейных гнутых поверхностей. Именно поэтому её часто используют в бассейнах.
Но при этом огромное значение имеет обработка края. Плитку ни в коем случае нельзя подрезать на наружных углах, ведь тогда они станут травмоопасными. Грамотные укладчики делают подрезку таким образом, чтобы кромки бассейнов, столешниц и прочего всегда заканчивались целыми элементами с аккуратным гладким краем.
При мозаичных работах следует использовать специальные инструменты, прежде всего кельму. Высота её зубца должна быть приблизительно на 1 мм меньше толщины плитки, что позволит наносить клеевой слой необходимого размера.
Клей для мозаики наносят на выровненную поверхность (а). Монтажный состав распределяют шпателем для создания равномерного слон (б, в). Мозаичный модуль укладывают на клей и плотно прижимают (г, д)