Для того чтобы иметь возможность сравнивать рыночную картину разных лет между собой, в январе 2011 года, точно так же как и в 2007 году, был проведен интернет-мониторинг оптовых поставщиков отделочных материалов Москвы и Санкт-Петербурга (в выборку попали 29 поставщиков в 2007 году и 25 в 2011-м) на предмет представленности отечественных и зарубежных марок ковролина в товарном ассортименте.
Главной и самой очевидной тенденцией рынка ковролина, проявляющейся в последние годы, является решительное укрепление рыночных позиций отечественных производителей. Если в 2007 году их доля не дотягивала до 10 %, то в 2011 году российский ковролин занимает уже почти 20 % среди торговых марок, представленных на рынке. Причем, по всей видимости, значительную часть позиций российский ковролин отвоевывает у лидера рынка — бельгийского производства, доля которого в 2007 году составляла 43,4 %, а в 2011 году — 35,2 %.
В связи с этим продавцы напольных материалов изменили подход к продвижению российской продукции: если раньше отечественный ковролин, как правило, выступал в качестве не основного товара, «разбавляя» собой более дорогой импортный ассортимент, то теперь все чаще встречаются компании, которые целенаправленно отдают предпочтение работе только с ковролином отечественного производства. Как и раньше, российские производители по-прежнему увереннее чувствуют себя в сегменте бытового ковролина, чем коммерческого (в который мы включаем как офисный, так и собственно коммерческий ковролин — для гостиниц, ресторанов, кафе, корабельных кают и проч.).
Однако стоит сказать, что производство коммерческого ковролина отечественными предприятиями осваивается все активнее. Если в 2007 году среди всех марок коммерческого направления российских набиралось едва 4-5 %, то в 2011 году — более 10 %. В сегменте бытового ковролина российских марок четыре года назад было около 13 %, а сейчас — более 23 %. Количественный рост происходит не только за счет наращивания потенциала уже известных игроков, но также и за счет появления новых. В ассортименте 2007 года в основном встречались имена трех отечественных предприятий, выпускающих ковролин. Это группа компаний «Тектус» в Московской области (располагает заводами в России и Словакии), калининградский завод «Калинка» и совместное российско-германское предприятие «Зартэкс» (бывшее название «DLW-Урал», Екатеринбург).
В настоящее время к этой тройке можно добавить компании «Нева Тафт» (СанктПетербург), «Политекс» (Московская область), «Авантекс» (Владимирская область) и «Технолайн» (Самарская область). Новые предприятия строятся с большим расчетом на будущее, с использованием импортного оборудования и значительными мощностями — до 2 млн. м2 ковролина в год. Ориентируются такие предприятия на выпуск ковролина высокой степени износостойкости, с широким ассортиментом. Таким образом, если отечественное производство продолжит развиваться столь же активно, как и в предыдущие годы, то можно рассчитывать, что к 2015 году более 50 % ковролина будет иметь российскую маркировку.
Согласно официальной статистике производства, в России в 2006 году было выпущено 32,2 млн. м2 ковровых изделий, и это был самый успешный год. Затем производство стало немного корректироваться вниз, после чего произошел кризис, сказавшийся на падении выпуска до 23,9 млн м2. Стоит отметить, что доля рулонных ковровых покрытий (собственно ковролина) в приведенных цифрах невелика, и ее точное значение вычислить сложно. Скорее всего, в России в настоящее время производится не более 4-5 млн. м2 ковролина. Однако резкий прирост выпуска ковровых изделий в период после 2005 года показывает, насколько увеличился потенциал отечественных предприятий, и на структуре рынка это уже заметно.
Кстати, аутсайдерам рынка тоже приходится нелегко из-за российской экспансии: совсем незаметной стала доля украинского ковролина, который три года назад занимал около 8,5 % среди всех торговых марок — практически на одном уровне с продукцией из США и Германии. Это произошло по той причине, что количество российских производителей увеличивается, а украинский («Винисин») остается в одиночестве, хотя и сохраняет позиции одной из ведущих марок.
В сегменте коммерческого ковролина среди 15 ведущих марок российские бренды занимают с 9-й по 11-ю строчку. А в сегменте бытового ковролина 1, 3 и 15-е места. В целом лидером рейтинга можно считать уже упомянутую нами сербско-украинскую марку Vinisin (Sintelon). Вторая по популярности иностранная марка — бельгийская Balta. За ней следует другая марка из Бельгии — Associated Weavers (AW), на третьем месте среди зарубежных можно считать марку Beaulieu of America.
Многие зарубежные бренды, распространенные на российском рынке, отнюдь не относятся к дешевым. Средняя цена на марки Balta, Condor, Beaulieu Paradox и Beaulieu of America колеблется от 723 до 1155 руб./м2. Средняя ценовая категория, в которую попадают Associated Weavers, Beaulieu International Group, Domo, ITC, находится в диапазоне от 450 до 550 руб./м2.
Самый дешевый ковролин производится в России и на Украине, его средняя цена находится на уровне 300 рублей, но при этом сильно колеблется, поэтому российский и украинский ковролин можно приобрести в том числе за 180-200 руб./м2. Мониторинг торговых точек показал, что средний арифметический уровень цены на коммерческий ковролин чуть выше, чем на бытовой (550 против 540 руб./м2 соответственно), хотя довольно распространенным является мнение, что коммерческий ковролин должен быть значительно дороже по причине более высокой износостойкости и срока службы.
Полученные результаты могут объясняться несколькими причинами.
1) Цены на бытовой ковролин имеют более ярко выраженную структуру по сегментам, включая самый высокий ценовой сегмент, в то время как разброс цен на коммерческие покрытия более ровный.
2) Каждая торговая марка для бытового сегмента стремится предложить разный уровень качества и цены, что расширяет возможности выбора и поднимает средний ценовой уровень. Ассортимент офисного и коммерческого ковролина более однотипный.
3) Появившийся на рынке отечественный коммерческий ковролин задает низкую планку отсчета — от 150 руб./м2. Рынок ковролина, несмотря на некоторые структурные изменения, показывает стабильность положения основных игроков: все наиболее известные в 2007 году зарубежные бренды в 2011 году остались на заметных позициях. Пропавших из поля зрения торговых марок очень мало, и, как правило, это нишевые марки, под которыми выпускается ковролин узких сфер применения.
Такая ситуация говорит о том, что законодателем мод на российском рынке ковролина попрежнему является западное производство: бельгийское, американское, французское, немецкое, голландское, югославское. Четко сегментировать производство ковролина по конкретным странам удается не всегда, так как большинство действующих предприятий ведут бурную деятельность: строят заводы в разных концах света, создают совместные производства, входят в международные концерны, а иногда и выходят из них. Однако, несмотря на все маркетинговые и производственные мероприятия, известные бренды неизменно остаются на слуху.
В целом российский рынок ковролина развивается по сценарию, характерному для многих отделочных материалов, таких как ламинированный паркет, плиты МДФ и ХДФ, лакокрасочные материалы и некоторые другие. Для этого сценария характерно усиление склонности потребителей к более качественным и дорогостоящим маркам с одновременным расширением отечественного 32 производства в низком и среднем ценовых сегментах. Правда, если на перечисленных выше рынках роль отечественных производителей играют чаще всего крупные концерны с иностранным капиталом, открывающие заводы на территории России, то случай с ковролином — это приятное исключение, где новые отечественные игроки появляются в основном с участием российских инвесторов.
Вера Никольская, директор по исследованиям ABARUS Market Research