новый техрегламент о пожарной безопасности

Что изменилось с введением нового закона?

С введением нового Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, по большинству параметров требования к напольным покрытиям и в целом к пожарной безопасности зданий и сооружений ужесточились.

Казалось бы, забота о безопасности людей — это разумная и благая цель. Но удалось ли нашим законотворцам хотя бы приблизиться к ней? Возможно, если не подведут органы исполнительной власти, уровень пожарной безопасности поднимется. Другой вопрос, — какой ценой будет достигнута эта цель — в прямом и переносном смыслах.

«Уже сейчас по откликам с рынка я вижу, что требования по пожарной безопасности заслоняют другие качественные характеристики материала. Люди готовы жертвовать качеством продукта, его долговечностью и другими объективно необходимыми характеристиками только для того, чтобы не оказаться за рамками нового техрегламента», — говорит Михаил Сивачев, начальник отдела проектов, Forbo.

«В большинстве своем, с введением ФЗ-123, изменилось очень сильно отношение к закупке напольных покрытий со стороны объектов федерального пользования и общественного назначения. То есть, если ранее приоритетным фактором была цена, то сейчас на первом месте стоит сертификат с хорошими показателями по требованиям пожарной безопасности», — комментирует Василий Журавлев, генеральный директор, «Лентекс-РОСС».

Закон для всех один, а заботы и печали у всех разные. При отсутствии организации, которая могла бы защитить интересы производителей, будь то профсоюз или ассоциация, каждый остался наедине со своими мыслями. И так производители, глядя в заветную табличку, «прилаживая» цифры и буквы закона к своим сертификатам, впадают, в зависимости от темперамента, кто в уныние, кто в ярость, кто в панику.

«По-моему, данный закон просто ужесточил требования пожарной безопасности в части применения ковровых покрытий в общественных зданиях. По данным требованиям наши ковры, несмотря на наличие пожарных сертификатов с показателями пожарной опасности 2, могут быть уложены в коридорах, холлах и фойе зданий не выше девятого этажа. Это просто абсурдно… Для любого отеля со звездностью более четырех, требуется ковер не только в номерах, но и в коридорах. Невозможно стало использовать ковровые покрытия в зальных помещениях вместимостью более 50 человек. Данному требованию не отвечают многие киноконцертные залы, и даже Кремлевский Дворец Съездов! Предполагаемая корректировка показателя пожарной опасности с В1 на В2 ничего не изменит, так как в табл. 3 «Классов пожарной опасности строительных материалов», в столбце КМ2 кроме В1 присутствуют РП1 и Г1″, — утверждает Владимир Горский, «РегионСтейл».

Есть и другая категория производителей — скептики, которые просто не верят, что этот закон как-то повлияет на рынок, и оптимисты, либо имеющие больше возможностей для выживания в экстремальных условиях, либо просто уверенные в своих силах. Действительно, пока довольно трудно сказать, насколько масштабными и глобальными будут изменения на рынке отделочных материалов, по крайней мере, по трем причинам: во-первых, пока еще не внесены обещанные поправки к закону; во-вторых, непонятно, насколько «требовательными» будут контролирующие органы; в-третьих, данный техрегламент преимущественно затрагивает строящиеся и вводящиеся в эксплуатацию объекты, а в условиях кризиса таких зданий и сооружений не так уж и много.

«Влияние ФЗ-123, если он не будет изменен и дополнен, возможно, придется ощутить и оценить несколько позже, так как сегодня количество новых объектов невелико, а закладывается их еще меньше. Не могу сказать, что те перемены, которые уже произошли, застали нас врасплох или оказались кардинальными. Государство продолжает политику, нацеленную на максимальное ужесточение требований к отделочным материалам. Еще до введения этого закона пожаробезопасность продукта являлась весьма значимым критерием, а на ряде объектов — ключевым фактором выбора. Просто теперь этот фактор еще прибавил в весе», — отмечает Михаил Сивачев, Forbo.

Положительные и отрицательные стороны закона

Еще до вступления закона в силу, вокруг него разворачивались дискуссии: что такое хорошо и что такое плохо. В виду того, что новый техрегламент породил достаточно трудностей, мало кому удалось разглядеть в нем какие-либо положительные стороны. Но они, как ни странно, есть. В частности, накладывая на собственников дополнительные обязанности в плане пожарной безопасности, новый техрегламент предоставляет им возможность самостоятельно выбрать способ противопожарной защиты. Свобода выбора — это хорошо.

Кроме того, в документе говорится о комплексе мероприятий, «исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска». В ряде статей представлены требования пожарной безопасности к системам оповещения, к системам пожарной сигнализации и системам пожаротушения. Не менее важной является статья, определяющая порядок дислокации пожарных депо в городах, в городских округах и сельских поселениях с учетом времени прибытия бригады пожарной охраны к месту возгорания. Также участники рынка положительно оценивают представленную в техрегламенте классификацию материалов, градацию зданий и сооружений и в целом общие принципы обеспечения пожарной безопасности.

«По сути это свод всех основных правил, требований и регулирующих документов в области пожарной безопасности, связанных со строительством и отделкой. Законотворцы постарались свести воедино все нормативные акты. Конечно, это удобно. То есть систему построения и сам дух закона можно оценить положительно. Видны цели и способы их достижения. Но вот сами критерии оценки, к сожалению, далеки от рынка», — рассказывает Михаил Сивачев, Forbo.

  Покраска потолков

Целое складывается из деталей, а в деталях закон далек от совершенства и, что самое главное, от реальности. Итак, каковы же слабые стороны? Одна из негативных сторон закона — вытеснение с рынка ряда напольных материалов (типов материалов, коллекций).

«Естественно, когда готовится такой всеобъемлющий документ, затрагивающий многие узкоспециализированные сферы, то часто отдельные детали остаются без должной проработки. Не знаю, как представители других сегментов рынка, но производители напольных материалов это заметил сразу: нельзя в угоду обеспечения максимальной пожаробезопасности вытеснять другие свойства продуктов, выдвигать материалы за сферу их применения. Например, наш Marmoleum широко применялся в сфере образования и в медицинских учреждениях. Это износостойкий, антибактериальный материал, который имеет множество преимуществ. А теперь в некоторых новых помещениях его могут не допустить к использованию. Собственники вынуждены будут укладывать в медицинских и детских учреждениях керамогранит. Но это, по крайней мере, небезопасно. Таким образом, мы видим за благими намерениями технические недоработки, которые приводят к искажению первоначального замысла», — утверждает Михаил Сивачев, Forbo.

Данный техрегламент не просто ужесточает требования к отделочным материалам для помещений с большим числом людей (вокзалы, аэропорты, библиотеки, медицинские и общеобразовательные учреждения), но и серьезно ограничивает выбор потребителя, сводя его к нескольким определенным видам напольных покрытий для общественных помещений.

«Для таких областей, как медицина и образование, ПВХ-покрытия являются одним из оптимальных решений. Преимущества виниловых покрытий налицо: износостойкость, комфорт, безопасность, гигиеничность и пр. А параметрам пожаробезопасности отвечают только плитка, бетон и металл. Что же укладывать в детских садиках, школах, университетах, больницах и клиниках, где единовременно могут находиться более 300 человек? — спрашивает Наталия Анфилофьева, глава представительства фирмы Gerflor в Москве, — и ведь, что удивительно, — в Европе абсолютно все наши напольные покрытия отвечают требованиям пожарной безопасности. Там что же совсем о людях не беспокоятся? А, может быть, нам имеет смысл европейский опыт перенять по части проведения сертификации соответствия материалов требованиям пожарной безопасности? Они ведь виниловые покрытия для общественных помещений уже более 50 лет используют, а мы о них впервые услышали в середине 90-х!»

Кроме того, вступив в силу, закон породил целый ряд противоречий, зачастую неразрешимых: многие положения идут вразрез не только с реальностью, но и с другими существующими и давно действующими нормами.

«Хороший пример с детскими дошкольными учреждениями. Согласно существующей редакции нового закона в детских садах можно укладывать только негорючие материалы, то есть керамическую плитку или бетон. В то же время действующие нормы по санитарно-гигиенической оценке напольных материалов рекомендуют укладывать в детских дошкольных учреждениях ПВХ-линолеум. Негорючие полы не соответствуют нормативным показателям по теплоусвоению согласно действующей нормативной документации МУ 2.1.2.1829-04 «Санитарно-гигиеническая оценка полимерных строительных материалов» п. 4. 4. «Теплоусвоение поверхности пола»; «Полы. Технические требования и правила проектирования…» в развитие СНиП 2.03.13-88 «Полы» и СниП 3.04.01-87 «Изоляционные и отделочные покрытия». Кроме того, керамическая плитка является травмоопасным материалом», — комментирует Марина Грозная, директор по маркетингу коммерческих напольных покрытий, ЗАО «Таркетт Рус».

К сожалению, за множеством подобных противоречий теряется главное — действенность закона и его благая цель — забота о безопасности граждан.

Влияние на рынок

Ситуация на рынке и без того непростая в связи с экономическим кризисом, что заставляет производителей мобилизовать все свои силы. А с вступлением в действие нового техрегламента проблем у них не только не убавилось, но, пожалуй, стало только больше. Впрочем, как и у всех участников рынка.

«Благодаря этому закону рынок рулонных напольных материалов, и без того страдающий от экономического кризиса, значительно уменьшится. Упадут объемы как у продавцов, так и у производителей. Потребители также существенно пострадают от нового техрегламента. Например, как вы отнесетесь к тому, что ваши дети в дошкольных учреждениях будут бегать по холодному полу из керамической плитки (в детских садиках по новым пожарным нормативам в качестве напольного покрытия подходит материал класса КМ2)? Такая же ситуация и с больницами. Или представьте себе Большой театр, где отделка будет выполнена камнем. Как будет звучать классическая музыка в исполнении лучших музыкантов в помещении полностью сделанным из камня?», — говорит Андрей Низдрань, менеджер региональных продаж, Armstrong DLW, Russia & CIS.

Уже сейчас специалисты отмечают смещение потребительского спроса на негорючие и менее горючие материалы без учета каких бы то ни было иных технических и эстетических характеристик.

«Этот закон в корне изменит ситуацию и рынке. Мы общаемся со многими кинопрокатными компаниями, и представители этого бизнеса в шоке: их кинозалы не отвечают заявленным в новом техрегламенте пожарным требованиям. И это при том, что уложенные напольные материалы полностью соответствуют требованиям по шумо — и звукоизоляции, а это важнейшие характеристики для данного вида коммерческих помещений», — заявляет Владимир Горский, «РегионСтейл».

В данных условиях существует вероятность перераспределения долей рынка, вопрос — в какую сторону. Однозначно можно сказать одно: вырастет доля керамогранита и других жестких напольных покрытий. Особое распространение эти негорючие материалы получат на крупных объектах, таких как вокзалы и аэропорты. В связи с этим некоторые видят за новым законом лоббирование интересов производителей керамогранита.

  Перспективы натурального линолеума Armstrong

«Мы считаем, что новый закон повлияет на сложившийся рынок напольных покрытий. Ужесточается система контроля, и клиенты с большей осторожностью относятся к закупке материалов, даже проводят периодически независимую экспертизу, не доверяя предоставленным им сертификатам. Поэтому доля покрытий, которые сегодня не отвечают новым требованиям будет сокращаться. Например, до недавнего времени во многих общественных помещениях укладывались бытовые покрытия. Сегодня зона их применения значительно сузилась. В то же время гомогенные ПВХ-покрытия получили дополнительный шанс, так как у такого линолеума больше возможностей соответствовать новым требованиям», — рассказывает Марина Грозная, «Таркетт Рус».

Можно также предположить, что на рынке данный закон никак не отразится или отразится несущественно. В этом случае есть несколько вариантов развития событий — коррупция или фальсификация (или и то, и другое).

«Новый техрегламент — это очередной предлог для пополнения чьих-то карманов. Неслучайно же на сегодняшний день самый дорогой сертификат — это сертификат пожарной безопасности», — утверждает Виталий Бердино, представитель в России, Balterio.

«На общем состоянии рынка данный закон может отразиться следующим образом: компании-производители в погоне за «хорошими» показателями в сертификатах станут делать экспериментальные партии товара для сертифицирующих органов с минимальной горючестью, а при промышленном производстве напольные покрытия будут лишены всех особых присадок, добавленных при спецпроизводстве. Но это может выявиться при любой дополнительной экспертизе, так что ответственности с нерадивых производителей в дальнейшем это не снимет», — Василий Журавлев, «Лентекс-РОСС».

Коррупция

Борьба с коррупцией — одна из приоритетных задач нашего правительства. Новый закон, который вполне может спровоцировать рост взяточничества, явно не вписывается в рамки этой задачи. Однако «лазеек» в законе не так уж много, и общая картина может сложиться лишь после принятия соответствующих поправок к закону.

«Чем определеннее формулировки, тем меньше путей для коррупции. И пока таких путей я вижу очень мало. «Заработать» на этом законе будет затруднительно, так как требования прописаны довольно жестко, существует четкая классификация, и готовность объекта легко проверить. Вопрос в том, будут ли проверять, и как будут», — комментирует Михаил Сивачев, Forbo.

Возможность различного толкования той или иной статьи закона является одной из объективных причин, стимулирующих коррупцию. В новом Техническом регламенте таким камнем преткновения стало положение ч. 4 ст. 4, где говорится о применении требований Технического регламента в отношении строящихся объектов или тех объектов, проектирование которых началось до момента вступления Технического регламента в силу. Всех волновал вопрос: действуют ли положения Технического регламента в отношении тех объектов, строительство которых не было завершено до 1 мая 2009 г.?

Как известно, закон, устанавливающий или отягощающий ответственность, обратной силы не имеет. Об этом сказано и в ст. 4: «…на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения названного закона не распространяются…» Правда, с одной оговоркой: «…за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара».

«А кто может предугадать — возникнет пожар или нет? По большому счету, данный пункт закона оставляет все на откуп пожарного инспектора, который будет проверять объект. И это прямой путь для коррупции. К счастью, таких «лазеек» не много. Сейчас все ждут поправок и дополнений к закону. Еще неизвестно, в каком ключе они будут представлены, и не перевернут ли они картину, создав благодатную почву для взяточничества», — сомневается Михаил Сивачев, Forbo.

Действуя таким образом, мы никогда не искореним коррупцию. А участникам рынка придется подстраиваться под сложившиеся обстоятельства, причем делать это очень оперативно.

«Информация не была доведена вовремя. И мы были вынуждены в кратчайшие сроки решать создавшиеся проблемы. Как? Для того чтобы решить проблему быстро, на сегодняшний день, к сожалению, других способов нет. Поэтому подобные законы только стимулируют коррупцию, с которой так активно борется наше Правительство», — утверждает Наталия Анфилофьева, Gerflor.

«На мой взгляд, с принятием этого закона генподрядчики просто не смогут сдать ряд объектов, так как пожарные требования к одним из самых популярных отделочных материалов — рулонным напольным покрытиям — стали настолько жесткими, что практически полностью исключают отделку ими помещений в таких значимых социальных объектах, как больницы, детские сады, кинотеатры и театры. В связи с этим не исключаю увеличение коррупционной составляющей при сдаче объекта», — Андрей Низдрань, Armstrong DLW.

Известно, что в закон будут внесены поправки. Изменят ли они ситуацию или только усугубят ее: будет ли новый закон работать на пользу рынка и потребителя или же он станет очередным вкладом в копилку коррупционера, новой дорожкой для взяточничества? Вопрос остается открытым.