Forbo Flooring Systems — один из лидирующих мировых производителей напольных покрытий. Основное направление деятельности, примерно половина бизнеса — это напольные покрытия. Помимо них есть еще два стратегических направления для Forbo — это клеи, включающие в себя как строительную химию (нивелирующие массы, клеи и так далее), и клеи для прочих применений, а также конвейерные ленты и приводные ремни, занимающие примерно пятую часть бизнеса группы Forbo.
В мире напольных покрытий компания известна в основном за счет головного предприятия — фабрики Forbo Linoleum, которая производит натуральный Marmoleum. Эта фабрика ежегодно создает больше 25 миллионов квадратных метров исключительного продукта, лучшие образцы которого намного превосходят возможности конкурентов. Помимо этого компания Forbo производит еще много разных продуктов — как текстильных, так и гладких, специальных и бытовых.
В компании есть собственные дизайн-центры, благодаря которым дизайн продуктов от Forbo всегда уникален, в отличие от компаний, которые пользуются дизайн-банками. Также в компании есть собственные тренировочные центры, в которых профессионалы рынка напольных покрытий повышают свою квалификацию, узнают о новейших разработках Forbo, учатся с ними работать. Компания Forbo котируется на швейцарской фондовой бирже, ежегодно публикует отчетность. Таким образом, Forbo — это публичная европейская компания с глобальным присутствием.
С 1997 года Forbo открыла представительство в Москве. В середине 2000-х была приобретена производственная площадка в поселке Товарково Калужской области — действующее предприятие по производству бытовых напольных покрытий на вспененной основе. Эта фабрика была заложником своих возможностей. Ширина производственной линии составляла всего два метра — в этой ширине востребованы только дешевые продукты с низкой доходностью. При этом в среднем и дорогом сегменте бытового рынка, как правило, востребованы продукты шириной 3-3,5 метра, чтобы их без швов и без стыков можно было уложить в обычную квартиру. Однако экспертиза и технологии Forbo в производстве и дистрибуции коммерческих покрытий дали этой фабрике другой путь развития. Была серьезно модернизирована производственная линия, поставлено новое, во многом уникальное оборудование. Теперь там производятся коммерческие виниловые покрытия для общего назначения, в первую очередь, самая известная коллекция на рынке — Smaragd Classic, ранее производимая в Швеции.
Представленность Forbo на разных рынках совершенно различная. В России с точки зрения объемов очень востребовано покрытие Smaragd, из года в год растут продажи натурального Marmoleum-а, хотя его основные продажи пока приходятся на рынки Голландии, Германии, США. Если говорить про бытовые покрытия от Forbo, то лидеры потребления — это страны Бенилюкса, Чехия и Германия. Французский рынок имеет своеобразные предпочтения. Очень сильно востребованы акустические продукты. Если покрытие виниловое, то оно обязательно должно быть со вспененной подложкой, чтобы обеспечивалось звукопоглощение и в соседние помещения звук не проходил. В зависимости от рынка компания Forbo сильно меняет картину присутствия.
Российские потребители, это в первую очередь, общественные организации (больницы, школы, другие учреждения), во-вторых, коммерческие структуры (коммерческая недвижимость, спортивные комплексы и так далее), на третьем месте — частные заказчики. Компания в целом сконцентрирована на продуктах для профессионального использования. Это и токопроводящие, и токорассеивающие, и акустические, и противоскользящее покрытия. Это продукты, которые несут в себе высокую добавленную стоимость для профессионального использования. Поэтому в бытовом применении они меньше востребованы. Но если говорить про натуральный Marmoleum или некоторые виды ковров, то они вполне востребованы искушенным частным заказчиком.
Компания пришла на российский рынок в 1997 году и в основном продавала виниловые вспененные покрытия для бытового использования. В середине 2000-х Forbo перешла в большей степени на продажи коммерческого винила. В предкризисные годы продавалось больше натурального Marmoleum-а. Компания в целом идет в направлении более специализированных, профессиональных, насыщенных добавленной стоимостью продуктов.
Сбыт продукции на российском рынке налажен через систему дистрибуции. Есть дистрибьюторы, которые эксклюзивно представляют тот или иной продукт. К примеру, такой продукт, как Marmoleum Click. Это натуральный Marmoleum, который уже предварительно наклеен на HDF — плиту и укладывается методом замковой сборки. Этот продукт нацелен исключительно на бытовой рынок, а компания в целом сконцентрирована на продвижении в совершенно другом канале. Поэтому компания нашла очень сильного партнера на бытовом рынке и пригласила его к сотрудничеству.
Если говорить про другие продукты для общественного, промышленного применения, то здесь Forbo работает с более широким кругом дистрибьюторов. Это, как правило, среднего размера компании со штатом проектных менеджеров, которые работают с проектировщиками, заказчиками, строителями — всеми теми людьми, которые могут повлиять на принятие решения в конкретном проекте. У компании мало партнеров, которые условно называются «сбытовыми» компаниями, так как в основном продукция нуждается в объяснении, в продвижении, в коммуникации. Поэтому Forbo старается работать с наиболее профессиональными участниками рынка. Например, с сетями DIY компания не работает, так как у нее нет «ламината по 169 рублей», а о преимуществе в качестве нужно еще и правильно рассказать.
С 2011 года Forbo становится генеральным дистрибьютором своих товаров на рынке РФ: все свои импортные продукты она везет по легальным контрактам и предлагает своим дистрибьюторам уже после прохождения таможенной очистки. При этом значительные объемы уже хранятся на складе компании для удовлетворения оперативного спроса. То есть компания сняла со своих дистрибьюторов значительную часть обязанностей по инвестированию в логистические операции. Поэтому Forbo оптимистично смотрит на 2011 год и ставит себе цель удвоить объем продаж в 2011 году по сравнению с 2010-м.
На краткосрочный период компания ставит количественные цели, а на долгосрочный — качественные. Forbo планирует в профессиональном коммерческом сегменте иметь долю как минимум 50 %. А в сегменте натуральных покрытий — сохранить свою долю 80 %. Если говорить про грязезащитные ковры и системы, то компания ставит цель, чтобы как минимум в каждый второй проект, которые реализуются с продуктами Forbo, входили и собственные входные системы грязезащиты.
Сейчас у компании в Москве есть команда, которая непосредственно занимается продвижением продукции Forbo, и кроме этого есть офис поддержки продаж на фабрике в Калуге. Санкт-Петербург находится достаточно близко к Москве, особенно если учитывать развитое транспортное сообщение между столицами, поэтому этот рынок пока удобнее поддерживать из Москвы. Что касается более отдаленных регионов, то у Forbo появился представитель в Краснодаре, в ближайшем будущем появится представитель в Екатеринбурге и Новосибирске.