Если рассматривать, к примеру, производство и комплектацию автобусов, то здесь наиболее четко виден процесс интеграции: сегодня автобусы собирают, как говорится, «с миру по нитке» — и отечественный производитель является, по сути, лишь сборщиком.
Старые подходы к производству уже себя не оправдывают. Все детали таких автобусов, равно как и внутренняя отделка салонов, должны отвечать новым, современным стандартам.
Ситуацию комментирует Василий Журавлев, коммерческий директор компании «Олби-Стиль»: «Два-три года назад отечественный производитель поставлял материал по цене около 100 руб. / м2 при цене на импортный материал 400-450 руб. / м2.
В связи с удорожанием сырья, российские компании поднимают цену, и материал стоит уже порядка 170-180 руб. / м2. Оказываясь перед выбором, заказчик должен понимать, что за цикл в 12 лет необходимо будет как минимум два раза поменять отечественное покрытие, а ведь можно постелить импортное, и менять его не потребуется в течение всего срока эксплуатации. В идеале срок службы напольного покрытия должен быть равен эксплуатационному ресурсу автобуса, а это порядка 1 млн километров пробега, то есть те же 10 12 лет. То же самое относится и к железнодорожным вагонам, маршрутным такси…»
В плане новых технологий и дизайнов флагманом является, конечно, Москва. Столица задает хороший тон качеству, город требует особой, «люксовой», отделки салонов, заказывая лучшие материалы. Конечно, в недорогих автобусах по-прежнему используют отечественные напольные покрытия. К примеру, один только Павловский автобусный завод выпускает около 16 тыс. автобусов в год. Соответственно, основной объем приходится на производителей недорогих транспортных покрытий.
«Для нас отечественные производители не являются прямыми конкурентами, так как сегодня — говорит главный менеджер по продвижению продукции компании Forbo. Михаил Клевцов, — и по цене, и по качеству, они находятся в иной нише. Обладая более высокой ценой (хотя разница постепенно сглаживается), специальные покрытия Forbo имеют ряд преимуществ: высокая износостойкость, антитравматичность, пожаробезопасность… Хочу добавить, что только у коллекции Smaragd более 100 вариантов дизайна. Если говорить о продукции отечественной, мы рассматриваем ее как дешевое и привычное решение. Но каждый раз, когда появляется желание приобрести качественный материал, заказчик ориентируется на известного мирового производителя».
Рынок напольных покрытий для транспорта не только специфичен, но и весьма узок. Это еще одна причина, по которой отечественный производитель не спешит представить заказчику качественную продукцию. Например, РЖД потребляет порядка 20 тыс. м2 напольных покрытий одного — производителя в месяц, то есть примерно 250 тыс. м2 в год. Для транспорта — это вполне приличный объем, но если сравнивать с бытовыми покрытиями, ничтожно мало. Даже если сложить салоны автобусов и ж / д вагонов, получится 1 1,5 млн м2 в год. Далеко не всех крупных производителей может заинтересовать такой объем. Многие отечественные компании, которые выпускают напольные покрытия для транспорта, уже озадачены поиском новых схем производства и новых возможностей выхода на рынок.
Иштван Полхаммер, представитель компании Graboplast Rt. (Венгрия): «Российский производитель чувствует, что с таким, далеким от совершенства материалом он потеряет рынок, поэтому наметилась тенденция — российская компания создает основу материала, а к совместному производству зарубежный партнер изготавливает и поставляет верхний износостойкий слой».
По оценкам специалистов, пройдет еще 2-3 года, пока российские заводы начнут выпускать качественные напольные покрытия для транспорта. Конечно, у нас в стране есть собственные производители, например ООО «Совместное российско-германское предприятие «Автолин» (Нижний Новгород), ОАО комбинат «Полимерстройматериалы» (Тольятти), ОАО «Стройполимер» (поселок Хлюпино, Московская обл.). Они выпускают такие широко известные на рынке транспортные покрытия, как «Автолин», «Метролин», «Транслин». И все же передовые — в руках зарубежных конкурентов. Именно по этой причине речь в технологии статье пойдет преимущественно об импортных марках.
Grabo Voyage (Grabo)
Транспортный линолеум Grabo Voyage отличается высокими техническими показателями и выпускается специально для автотранспорта (автобусы дальних рейсов, трамваи, троллейбусы, железнодорожные вагоны, речной и морской транспорт). Официальным дистрибьютором компании Grabo (Венгрия) в России является компания «Олби-Стиль». «Олби-Стиль», с одной стороны — имеет прямые контракты с венгерским заводом Graboplast, с другой стороны, работает с автостроительными предприятиями, предоставляя услуги по сервису.
Изначально завод Graboplast выпускал покрытие для «Икарусов», а также сотрудничал с другими европейскими производителями автотранспорта. Сегодня партнером Graboplast является холдинг «Русские автобусы» (группа ГАЗ), в который входят Голицынский, Ликинский, Курганский и другие автобусные заводы.
Василий Журавлев, «Олби-Стиль»: «С недавнего времени из-за определенной ситуации на заводе Ikarus (можно сказать, что он перестал существовать) освободилась достаточно объемная ниша, и это повлияло на развитие всей отрасли. Возникла серьезная потребность в более качественных материалах». Стоит отметить, что в Европе как минимум 30 лет использовалось это покрытие, во всем мире под транспортным линолеумом подразумевали именно такой продукт. Появление такого линолеума на российском рынке было связано с открытием сборочного цеха Mercedes на Голицынском автобусном заводе в 1995 году.
«Сегодня мы играем по правилам заказчика, отталкиваемся от его требований,- комментирует Иштван Полхаммер, Graboplast. Компания производит более 200 видов транспортного линолеума. Все коллекции отличаются по толщине износостойкого слоя (от 0,9 до 8 мм), по составу и по дизайну. Покрытия обладают высокой износостойкостью, устойчивостью линейных размеров, антитравматичностью».
Василий Журавлев, «Олби-Стиль», добавляет, что: «В линейке транспортных материалов есть не только обычные транспортные покрытия, но и шумо-звуко-виброизолирующие толщиной до 2 см, токорассеивающие, антистатичные и т. д. Также мы можем в зависимости от потребностей заказчика варьировать ширину рулона от 1 до 2 метров, как и собственно длину рулона. Это особенно удобно для экономичного раскроя материала непосредственно на заводе».
Если раньше для всех моделей автобусов брали материал невзрачного серого цвета, то сегодня клиент хочет иметь возможность выбора. «Транспортный линолеум, выпускаемый компанией Graboplast, не ограничивается одной коллекцией, как и двумя-тремя цветовыми решениями. Специалистами фабрики разработаны более 180 видов дизайна, позволяющих удовлетворить самого изысканного заказчика. Например, крупная компания заказывает партию микроавтобусов, выполненных в корпоративном стиле, соответственно, цветовая гамма напольного покрытия должна вписываться в общий дизайн салона. Наши мощности позволяют производить покрытия даже по индивидуальному заказу, в различной цветовой гамме» — говорит Иштван Полхаммер, Graboplast.
Существенное влияние на развитие этой отрасли оказывают государственные программы. Благодаря одной из них (целевая программа «Развитие системы образования», проект «Школьный автобус») дети из отдаленных сел имеют возможность ежедневно посещать занятия в школе, и семьям не приходится переезжать в город только ради того, чтобы ребенок мог учиться. Специалисты Graboplast специально разработали напольное покрытие для детских автобусов, которое удовлетворяет всем требованиям экологичности и безопасности. Около 200 автобусов в месяц комплектуется таким оригинальным покрытием.
Step и Smaragd (Forbo)
Основные виды напольных покрытий Forbo для транспорта — ПВХ-линолеум (синтетический, полимерный материал) и Marmoleum (делается из натуральных веществ — древесная мука, льняное масло, смола сосновых пород). Обе позиции равнозначно износостойкие, но обладают различной эстетикой. Наиболее востребована на российском рынке, пожалуй, продукция шведского завода Forbo Project Vinyl, а именно коллекции коммерческих гетерогенных покрытий Step и Smaragd. Эти коллекции используются в общественных помещениях, а также весьма востребованы на транспорте. Все покрытия Step и Smaragd обладают высокой прочностью и жесткостью защитного слоя, отличаются широкой гаммой разнообразных расцветок. Плюсом также является наличие ряда антистатических и противоскользящих типов покрытий.
Специалисты Forbo серьезно стали обращать внимание на такой узкий сегмент российского рынка, как напольные покрытия для транспорта. Требования этого рынка постепенно возрастали, особенно активный рост наблюдается последние несколько лет. Уже с января 2007 года Forbo Project Vinyl начинает выпуск специализированной коллекции именно для транспортного применения (автобусы, электрички, поезда, трамваи, троллейбусы). По прогнозам представителей компании, стоимость покрытия будет «на линии с рынком» или незначительно дешевле коллекций Step и Smaragd.
О новом продукте рассказывает Михаил Клевцов, Forbo: «Мы должны выходить на рынок с оригинальным продуктом и демократичными ценами. К преимуществам нового транспортного линолеума можно будет отнести наличие тонкого войлочного слоя (0,2 мм) с обратной стороны материала. Дело в том, что на производстве автобусов, троллейбусов или электричек очень часто используют быстросхватывающие контактные клеи. В процессе укладки такой клей не прощает ошибок, в результате много брака. Если же с обратной стороны материала будет войлочный слой, то он позволит при укладке первые несколько секунд двигать материал по полу, прилаживая к клею. Это дополнительное преимущество, возможность, которую мы даем производителям автотранспорта».
Гордостью компании Forbo является работа с флагманом Черноморского флота РФ ракетонесущим крейсером «Москва», который имеет на своем борту ПВХ-покрытия Step и Smaragd. Во всех пассажирских поездах Голландии лежит 4 миллиметровый мармолеум, покрытия компании используются в метрополитене Нью-Йорка, присутствуют во всех аэропортах Москвы, в зданиях ж/д вокзалов.
Крупные заказы приходят от ОАО «РЖД». Так, российский подвижной состав, ремонтирующийся в Днепропетровске и Кременчуге (Днепропетровский вагоноремонтный комбинат, Кременчугский вагоностроительный завод), использует исключительно покрытия коллекции Step. Тестовый вагон уже сделали и на Тверском вагоностроительном заводе.
«Ежегодно только для Днепропетровского вагоноремонтного комбината Forbo поставляет порядка 40 тыс. м2 покрытий. Потенциал же Тверского вагоностроительного комбината мы оцениваем до 100 тыс. м2 в год. Но, к сожалению, о постоянстве объемов говорить не приходится» — заявляет Михаил Клевцов, Forbo.
Polyflor Voyager (Polyflor Ltd)
Polyflor Ltd (Великобритания) специализируется на выпуске контрактных ПВХ-покрытий, среди которых особое место занимает коллекция транспортного линолеума Polyflor Voyager, появившаяся на отечественном (и мировом) рынке около пяти лет назад. Сегодня компания активно работает во всех секторах транспорта, поставляя покрытия для автобусов, ж /д вагонов и вагонов метрополитена, троллейбусов, морских и речных судов, океанских лайнеров. Материалы Polyflor Voyager отличаются повышенным ресурсом износостойкости и высоким уровнем пожаробезопасности. Из обширного списка референций можно заключить, что данная коллекция полностью соответствует тем строгим требованиям, которые предъявляют производители транспортных средств к напольным покрытиям.
Андрей Бондарь, исполнительный директор компании Polyflor: «На сегодняшний день транспортные покрытия составляют ощутимую долю от общих продаж Polyflor в России, то есть потребность в качественных материалах очевидна, однако все упирается в низкий бюджет: у производителя просто не покупают дорогие автобусы, поэтому он стремится сэкономить на комплектующих. Для выставки возьмут дорогое напольное покрытие, а для серийного выпуска — более дешевый вариант».
«Схема продвижения транспортных ПВХ-покрытий имеет свою специфику. Упрощенно цепочка взаимодействия выглядит следующим образом: производитель напольного покрытия — заказчик / конструктор / производитель транспортных средств. Наша задача — довести достоинства товара до последнего звена, «угодить» этой тройке. Как представительство завода мы занимаемся, по сути, «просветительской» деятельностью, то есть продвижением нашего материала»- говорит Андрей Бондарь, Polyflor.
Покрытия Polyflor Voyager используются на Российских железных дорогах (Тверской, Торжокский вагоностроительные заводы), в метрополитене Санкт-Петербурга, Казани и Москвы, в салонах троллейбусов и трамваев (АНТК им. Антонова, Киев; Трамвайно механический завод, Санкт-Петербург; Усть-Катавский вагоностроительный завод, Челябинская обл.), а также в вагонах Московской монорельсовой дороги…
Кроме того, компания Polyflor обладает Свидетельством Российского морского регистра судоходства. Заказчиками покрытий Polyflor являются Адмиралтейские верфи, Балтийский судостроительный завод, Выборгский судостроительный завод и другие — менее крупные верфи. «Судостроение прозрачный сектор, нет централизованной структуры. Существует около 200 верфей, и каждая из них напрямую заключает договор с поставщиком материала. Поэтому здесь нельзя говорить о валовой работе — сотрудничаем от проекта к проекту. Конечно, сертификация при этом, значительно ускоряет и упрощает наше взаимодействие с судостроительными компаниями — утверждает Андрей Бондарь, Polyflor» .
Safety (Mondo)
Основой технологии изготовления транспортных напольных покрытий фабрики Mondo (Италия) является сочетание натурального и синтетического каучука с различными минеральными наполнителями. Высокопрочная поверхность специальных покрытий позволяет использовать их в зданиях аэропортов, вокзалов, а также в вестибюлях и вагонах метро, автобусах, электричках, на морских судах. На лестницах и трапах, в холлах и на пандусах — особо травмоопасных местах применяют коллекцию покрытий с противоскользящей поверхностью. Заботясь о здоровье пассажиров, технологи компании полностью исключили из состава изделий химические соединения, опасные для человека. Покрытия также успешно применяется в транспортной инфраструктуре: в зданиях аэропортов, вокзалов, в вестибюлях метро.
Altro
Известная миру более 40 лет английская компания Altro специализируется на выпуске травмобезопасных напольных покрытий. Линолеум Altro обладает высокими показателями по сопротивлению скольжению и прочности, он легко восстанавливается, легок в уборке и гигиеничен. Основные сферы применения: школы, больницы, пандусы, полы в душевых и в зонах вокруг бассейнов. Особенно актуально использование этого материала на общественном транспорте, где в салоны постоянно попадает вода, грязь, и возможность получить травму повышается в несколько раз.
Ассортимент Altro включает в себя семь основных коллекций (покрытия толщиной от 2 до 4 мм). Вот лишь некоторые из них: Altro VM20 / 20SD (2 мм) позволяет бороться с накоплением статического напряжения, применяется для отделки эстакад, пандусов; Altro D25 (2,5 мм) имеет в своем составе цветной кварцевый песок, который придает материалу дополнительную износостойкость и эстетичный внешний вид, широко используется на общественном транспорте; Altro Х25 (2,5 мм) — гранулы окиси алюминия обеспечивают материалу высокую износостойкость и долговечность; покрытие устойчиво к химикатам и кислотам, поэтому применяется в том числе, в каретах скорой помощи.
Что важнее?
Какими свойствами должен обладать линолеум, чтобы его смело можно было использовать в общественном транспорте?
По мнению специалистов, основной параметр материала — Износостойкость. Однако по данному параметру в СССР и позже в РФ специального норматива не существует, поэтому сегодня индустрия использует европейские нормы ЕN-685 или ЕN-649 (общие нормативы, применяемые к коммерческим покрытиям). Для того чтобы покрытие могло быть использовано на транспорте, оно должно обладать классом износостойкости 34 / 43.
Василий Журавлев, «Олби-Стиль»: «Нам очень важен такой момент, как срок службы поставленного покрытия. Наши специалисты регулярно проводят мастер-классы по правильной укладке транспортного линолеума. Особо стоит отметить, что все покрытия для транспорта Graboplast были специально подготовлены для российского рынка с максимальной ориентацией на многочисленные климатические зоны нашей страны вместе с гибкой ценовой политикой для различных отраслей транспортной промышленности».
То, какие гарантии сегодня может дать производитель, проиллюстрировал Андрей Бондарь, Polyflor: «К примеру, прогон одного вагона Санкт-Петербургского метрополитена — 350 тыс. км, то есть срок его службы составляет около трех лет. Затем, в соответствии с нормативами, напольное покрытие подлежит полной замене. Хотя, по результатам независимых исследований, транспортный линолеум Polyflor Voyager в течение указанного срока теряет лишь 10 % износостойкого слоя».
Не менее важным параметром является Огнестойкость продукции. Здесь производителю приходится руководствоваться суровыми российскими нормативами.
Травмобезопасность
Сегодня в России это важное свойство напольного покрытия реализуется лишь по доброй воле заказчика / производителя. В транспорте, это очевидно, такие покрытия необходимы, но, к сожалению, ситуация складывается таким образом, что в салонах автобусов зачастую укладывается обычный бытовой линолеум. Можно себе представить, насколько скользким будет это покрытие, например, зимой, — настоящий каток на колесах.
«Для того чтобы добиться высокого сопротивления скольжению, при производстве материала специалисты Graboplast используют флоки из ПВХ (чипсы), карбид кремния, керамику…», — говорит Иштван Полхаммер, Graboplast
«В Великобритании, когда был принят закон относительно травмобезопасности, на транспорте ежегодно стали укладывать 4 млн м2 противоскользящих покрытий. Если бы наше государство помогло и обязало заказчиков стелить подобные покрытия, то потенциал роста увеличился бы в десятки раз — добавляет Михаил Клевцов, Forbo»
Антистатичность
В общественном транспорте велика вероятность образования статического электричества, поэтому токопроводящие вставки позволяют увести статический заряд, сняв таким образом проблему. К характеристикам, которые заботят производителей транспортного линолеума, остается добавить параметры остаточной деформации (EN-433) и стойкость цветности (ISO 105-B02). Это основные параметры, которые важны для всех транспортных покрытий, но существует также определенная градация по отдельным подвидам. Проще говоря, требования производителей транспортных средств несколько разнятся: существуют особые технические условия для автобусной промышленности, для ж / д, троллейбусов и т. д.
Например, для автобусов приоритетны такие показатели, как износостойкость, устойчивость линейных размеров к расширению и сжатию, антитравматические параметры, пожаробезопасность, эстетичность. При этом линейная устойчивость будет чуть ли не основным ценным свойством, если автобус эксплуатируется в условиях Крайнего Севера. А, скажем, для вагонов метро эта характеристика большой роли не играет, так как температурные условия эксплуатации практически постоянны (исключение составляют открытые ветки метро).
Также очевидно, что наклонный пандус или телескопический трап непременно должны обладать антитравматическими свойствами. Своя специфика существует в трамваях, троллейбусах и электричках, то есть там, где имеется электрический ток. Покрытия для данных видов транспорта должны обладать высокими показателями по электростатическим параметрам. Особые, наиболее строгие правила и внутренние нормативы существуют для РЖД и Московского метрополитена.
Комментирует Михаил Клевцов, Forbo: «Безусловно, в метрополитене наиболее жесткие требования к напольным покрытиям, так как это зона повышенного риска. Здесь необходимо руководствоваться дополнительными регулирующими нормативами. К нашему сожалению, Московский метрополитен традиционно является покупателем определенного российского производителя. Тем не менее совсем скоро ситуация может измениться, и у нас появится реальная возможность выйти на этот рынок».
Пробка — это модно
В качестве напольного покрытия на транспорте, помимо линолеума, может использоваться такой материал, как резинопробка. Резинопробка представляет собой смесь гранулированной пробки и синтетической резины. Это эластичный материал, устойчивый к маслам и соленой воде. Используется чаще всего в автомобильной, авиационной, инженерной промышленности, применение также возможно в ракетах и космическом оборудовании, на военных кораблях и внутренней обшивке подводных лодок.
Прежде всего, пробка — продукт натуральный. Уникальную прочность полам придает пробковая прослойка, которая имеет природную «воздушную» структуру. Добавление резиновой крошки в пробку делает ее подходящим материалом для прокладок в топливных резервуарах, цилиндрах, карбюраторах и коробках передач.
Комментирует Геннадий Малинников, директор компании Poli-Mira: «Это универсальный природный материал, он не подвержен гниению, гигиеничен, обладает высокими амортизирующими свойствами, не проводит ток, не забирает тепло. Пробка повышает эффект звукопоглощения и часто применяется в качестве подложки для полов или для отделки стен. Широко применяется как для бытовых, так и для общественных и технических помещений».
Несмотря на явное стремление рынка к натуральному продукту, запросов по этому материалу пока немного. Основными заказчиками резинопробки выступают тюнинговые фирмы и автосервисы. Материал на российском рынке появился около трех лет назад. На транспорте резинопробка используется, но такого активного спроса как в Европе, в России нет. Пока продвижение товара носит односторонний характер, заказчика пытаются убедить, что материал достоин внимания.
«Основной тормоз — незнание товара, все внимание приковано к уже раскрученным брендам. Как ни странно, заказчик боится именно того, что это — натуральный материал, якобы он больше подвержен различным изменениям непрочный, недолговечный (хотя срок эксплуатации качественного покрытия составляет 15 лет). Обычный страх человека перед любой новинкой. Надо сказать, что всего четыре крупные компании завозят техническую пробку в Россию, все — остальные не хотят этим заниматься, т. к. не верят в будущее этого материала», отмечает Геннадий Малинников, Poli-Mira.
Чиновники, которые занимаются снабжением автотранспортных предприятий, зачастую просто невосприимчивы к новому, поэтому резинопробка пока используется лишь в частных авто за счет продвижения тюнинговыми компаниями и автосервисами. Кроме того, материал достаточно экономичный — от 60 до 200 руб. / м2. И в конце концов, пробка — это модно: декоративные настенные пробковые покрытия, пробковый паркет, прокладки для стекла, сувениры из пробки, пробковый текстиль… В каком-то смысле за этим «тянется» и резинопробка.
Наиболее известны на рынке особопрочные пробковые полы концерна Amorim-Wicanders. Материал отличается удивительной упругостью и прочностью. Резинопробка Wicanders применяется в помещениях с большим потоком людей (аэропорты, офисы, больницы) в качестве напольных покрытий для общественного транспорта, а также при изготовлении различных технических прокладок. Для Amorim Industrial Solution (AIS) автомобильный сектор является приоритетным сегментом бизнеса. Компания сотрудничает и снабжает такие известные фирмы, как Ford, General Motors, Skoda, Federal-Mogul и др. Материал AcoustiCork класса R (резинопробковая смесь с полимерным вяжущим компонентом класса R 32) эффективно используется в различных приспособлениях, включая прокладки, крышки клапанов, кожухи на различные устройства, в том числе на устройства автоматической трансмиссии.
Перспективы
Как только появляется заинтересованность и уж тем более потребность в более качественном продукте, появляется и предложение. У кого лучше развита интуиция, кто быстрее откликнется на импульс, тот в результате окажется победителем. А основным тормозом по-прежнему остаются инертность нашего мышления и пресловутая неурегулированность нормативной базы.
Андрей Бондарь, Polyflor: «Большую роль играет финансовая составляющая. К сожалению, если рассматривать стандартную смету, последнее, что стоит в списке отделочных материалов — напольное покрытие. Это значит, что в большинстве случаев денег на него не хватает. Отсюда удешевление покрытия, а после его укладки мнимые претензии к качеству. Отсутствие гибкости в составлении и корректировке сметы очень мешает в работе. От этого мы теряем не количество, а качество. Кроме того, заказчик обычно довольствуется продукцией российских производителей, которая привлекает именно низкими ценами. Соответственно, если требования к материалам у производителей транспорта повысятся, то и рынок будет развиваться в правильном направлении, на что мы и рассчитываем».
Об особенностях продвижения товара на российском рынке рассказывает Михаил Клевцов, Forbo: «На Западе уже прошла эра альянсов, были созданы крупные ассоциации производителей, и сегодня работа ведется именно с ассоциациями. В России же пока приходится налаживать контакты и работать адресно, сотрудничая с определенным заводом, цехом, дизайнером… Ни о каком централизованном бизнесе речи нет. Правда, в связи с наметившимся подъемом промышленности некоторое движение уже началось. Надеемся на благоприятное развитие событий. Мы, как производители, заинтересованы в организованной и эффективной работе, нам будет удобней сотрудничать с крупными ассоциациями».
Столица задает тон: новые вагоны метро, новые троллейбусы, экспрессы и т. п. Вместе с техническим усовершенствованием транспортных средств особое внимание уделяется и отделке салонов: повышаются требования к окнам, стенам, напольным покрытиям. Василий Журавлев, «Олби-Стиль», отмечает: «Развитие очевидно: пошли инвестиции, открылись новые рынки. С уходом такого крупного игрока, как Ikarus, появилась ниша, которую надо заполнять. Это пытается сделать российский холдинг «Русские автобусы», который поставляет на экспорт современные автобусы, требующие не менее современной отделки. Скоро ресурс старых «Икарусов» будет исчерпан. 150-200 тыс. автобусов нужно будет заменить».
Не случайно мы обратились к такой специфичной теме — транспортные напольные покрытия. Через несколько лет конкуренция на этом рынке значительно усилится, а пассажиры почувствуют, наконец, что такое настоящая забота о жизни и здоровье. Для общественного транспорта требуются напольные покрытия, способные в течение длительного времени выдерживать самые высокие нагрузки. Ежедневное передвижение большого числа пассажиров на ограниченной площади обязывает производителей укладывать исключительно качественный, износостойкий и безопасный линолеум.
Россия — огромная страна, связующее звено между Европой и Азией.. Это весомый аргумент в пользу активного развития транспортной индустрии. Есть надежда на то, что и государство, и частные компании внимательно отнесутся к этому сектору рынка. В таком случае, можно будет не сомневаться — производители транспортных напольных покрытий сделают все, чтобы наш путь был действительно добрым, а поездка комфортной.
Наталья Уткина