Интервью с Виталием Бердино, представителем компании Balterio в России
Несколько слов о компании Balterio
В. Б.: Завод Balterio начал свою работу в начале 2005 года, и, по нашему мнению, на сегодняшний день это одно из самых молодых и технологически продвинутых предприятий в Европе. Все, от заготовки и обработки древесины до производства готовой продукции, осуществляется на мощностях нашего предприятия. В связи с тем, что компания Balterio сфокусирована на производстве ламината премиум-класса, для нас чрезвычайно важна возможность контроля всех процессов производства ламинированных полов.
Средний объем производства в год — около 20 млн. м2. В связи с мировым кризисом и общим снижением спроса на продукцию, загрузка мощностей несколько снизилась. Хотя кризисные явления проявились в разных странах по-разному. На сегодняшний день можно сказать, что сбыт в странах Западной Европы серьезно не пострадал, за исключением Великобритании и Испании. Довольно неплохо идут дела и в странах Восточной Европы. На постсоветском пространстве самый серьезный спад на Украине.
В России, по итогам первого полугодия, мы теряем около трети объема, однако тенденция последних месяцев вселяет оптимизм, и мы надеемся на стабилизацию ситуации. В Бельгии базируются три производителя ламинированных полов, и все они, в основном, занимаются производством дорогих ламинатов. Однако в ассортименте Balterio есть и недорогие коллекции — ниже-среднего и среднего ценовых сегментов. Правда, мы совсем не присутствуем в нижнем ценовом сегменте; это, если можно так выразиться, не наш рынок.
— В чем основная особенность вашей компании?
В. Б.: Совершенно отличный от всех дизайн декоров. Не будет преувеличением сказать, что бельгийские фабрики в этом плане — законодатели мод. Но у Balterio это получается особенно хорошо. Среди наших конкурентов много именитых компаний, тем не менее, на протяжении двух последних лет именно Balterio является лауреатом европейской премии Trend Gazelle, как самый динамично развивающийся бренд в своем бизнесе. Разработка новых продуктов ведется всесторонне, важно все — как будет сочетаться рисунок декора с форматом планки, тиснением поверхности, фаской, насколько совершенно он будет выглядеть в готовом продукте. И если для достижения совершенства необходимо изобрести и внедрить что-то абсолютно новое — мы сделаем это.
Например, еще в 2005 году мы начали продажи коллекции Optimum (которая и по сей день остается одним из лидеров продаж в России) — однополосные дубовые декоры, выполненные с использованием технологии тиснения в регистр с одновременным наложением эффекта грубой ручной обработки. Конкурирующие коллекции появились на рынке только в 2008 году! Это говорит о том, насколько важно иметь преимущество в инновациях — есть возможность обогнать время и обеспечивать конкурентное преимущество несколько лет до того, как технологию освоят другие.
В конце 2007 года мы разработали технологию ChromeZone (ХромЗона), которая стала дальнейшим развитием технологии тиснения в регистр (когда каждый элемент рисунка декора повторяется в тиснении поверхности). В ChromeZone в каждую прожилку тиснения добавлено хромированное волокно, что придает ламинированным полам мягкое сияние роскоши. Коллекция Magnitude производится по данной технологии с начала 2008 года.
В 2008 году мы разработали технологию нанесения нерегулярной фаски — при нанесении фаски она «сбивается» и в результате получается неровной. Это придает планке эффект неровного края, обработанного вручную. Данная технология применена в коллекции Tradition Sapphire. Хочу отметить, что современные технологии производства ламинированных полов позволяют делать дизайны, которых либо вовсе не существует в природе, либо которые будут очень дороги при применении ценных пород древесины — эффект состаренного дуба или древесина ручной обработки, экзотические породы. Паркетная доска с такой поверхностью стоит на порядок дороже.
— Как себя чувствует Balterio на российском рынке?
В. Б.: Мы довольно уверенно чувствуем себя на российском рынке, и считаем, что здесь огромные возможности для дальнейшего развития. У нас есть несколько партнеров, с которыми мы сотрудничаем с момента выхода Balterio на российский рынок. К счастью, все они успешно переживают сегодняшние «смутные времена», и у нас есть совместные планы дальнейшего развития. Есть и новые партнеры, кто только сейчас начинает работу с нами.
Портрет Balterio в России сильно отличается от портрета Balterio в Европе. Российские оптовые компании, как правило, предпочитают покупать недорогие коллекции, которые просто продавать большими объемами из-за низкой цены; а работа с дорогими коллекциями требует дополнительных усилий и затрат. Поэтому, самые известные наши коллекции в России — Optimum и семейство коллекций Vitality. В Европе же наоборот — мы более известны как производители дорогих инновационных коллекции, и нам предстоит добиться известности этих коллекций и в России.
Конечно, проще всего сказать, что сейчас не лучшее время: кризис, доходы населения сократились, и нет смысла развивать продажи дорогих коллекций. Это правда, но кризисы приходят и уходят, а компаний, способных производить шедевры — единицы. Наша задача — сделать так, чтобы в России узнали, что в Balterio умеют производить шедевры. А конечный покупатель сам решит — покупать их или нет.
— Собирается ли Balterio строить завод в России?
В. Б.: Сегодня очевидно, что те компании, которые инвестировали в Россию и поставили здесь свои заводы по производству ламинированных полов — сделали это своевременно, и, не смотря на сложности и специфику страны — они работают, активно захватывают рынок, используя конкурентное преимущество в виде локального производства.
Конечно, пока что эти заводы удовлетворяют спрос на дешевые коллекции массового спроса. И это логично; ламинированные полы — это «молодой вид» напольных покрытий, рынок в России только формируется и предложение недорогих ламинированных полов способствует росту их популярности и быстрому росту объема рынка. Но среднее потребление ламинированных полов здесь в разы меньше среднеевропейского. У рынка России — огромный потенциал.
У нас нет категорической позиции против собственного завода в России. Но, учитывая специфику нашего продукта, экономическую ситуацию в мире и в России, мы считаем, что сейчас такой шаг был бы преждевременным. Мы пристально следим за развитием ситуации, и готовы, по мере необходимости, начать работу по строительству завода в России; возможности для этого у нас есть.
— Расскажите о программе развития торговой марки Balterio на российском рынке.
В. Б.: В ближайшие два года мы будем придерживаться двух направлений: 1) поддержание продаж недорогих коллекций, что будет давать нам основной объем и позволит удерживать долю рынка;
2) развитие продаж основных коллекций Balterio, с задачей сделать бренд Balterio известным на рынке ламинированных полов премиум-класса.
Для первого направления у нас есть широкие возможности предложения высококонкурентных коллекций, способных продаваться в больших объемах. Второе направление — более сложное, дорогостоящее, оно состоит из нескольких фаз, и в данный момент мы в самом начале пути.
Основная идея — сделать так, чтобы конечный покупатель каждого города России знал, что есть такой замечательный продукт — Balterio, и в его городе есть достойный магазин, где он может его приобрести. В этой идее все: подача продукта (дисплеи, обученный продавец-консультант, цены и пр.); что за магазин и сколько их должно быть в городе; кто из дистрибуторов обслуживает данный магазин, и многое другое. Уже сейчас у нас есть четкое понимание того, как все должно выглядеть, и мы будем последовательно и настойчиво продвигаться в этом направлении.
— Ассортиментная линейка, представленная в России, какая она?
В. Б.: Основные объемы — коллекция Optimum и семейство коллекций Vitality; растущие объемы по всем основным коллекциям базового каталога Balterio без исключений.
— Расскажите о новинках Balterio последних лет.
В. Б.: В 2008 году состоялось две премьеры — коллекции Tradition Sapphire и Magnitude. Коллекция Tradition Sapphire — первая в мире коллекция с нерегулярной (неровной) фаской, что придает планке эффект неровного, «рваного» края, хотя сама фаска при этом ламинирована, то есть она защищена от всех внешних воздействий также, как и основная рабочая поверхность планки. Кстати, вообще-то все фаски Balterio — ламинированные, за исключением двух коллекций с микрофаской 1 мм, которую просто физически невозможно ламинировать.
Коллекция Magnitude — первая в мире коллекция, произведенная по технологии ChromZone (ХромЗона), когда в тиснение поверхности добавляется хромированное волокно, я об этом уже упоминал выше. Могу лишь добавить, что коллекция эта очень популярна сейчас везде, в том числе и в России. В 2009 году — также две премьеры: коллекции Grandeur и Pure Stone.
Коллекция Grandeur стала логическим продолжением коллекции Magnitude — она также сделана с применением технологии CromeZone, но выполнена в толщине 9 мм, и планка очень похожа на паркетную доску — длина 2039 мм, ширина 238 мм. Пять роскошных дубовых декоров не оставляют равнодушным никого! Коллекция Pure Stone в точности копирует знаменитый бельгийский синий камень, который широко применялся в строительстве замков, соборов, монастырей в средние века. Применяется он и сегодня для облицовки фасадов, полов, изготовления столешниц и пр. Особенно удачна имитация за счет воссоздания поверхности камня — структура ламината точь-в-точь как полированный камень, с мелкими открытыми порами.
— Оцените перспективы рынка ламината в России в период кризиса, ваш прогноз на ближайшие 1,5-2 года.
В. Б.: В 2009 году рынок потеряет в объеме около 10 %, но в денежной емкости он может потерять все 45-50 %. Причина — сильное перераспределение спроса в сторону дешевого ламината. Доля российских производителей может составить 50 % (34 % в 2008 году). 2010 год ожидается более оптимистичным, хотя, именно в этом году рынок не получит ввода новостроек в прежних объемах из-за текущих проблем в строительной отрасли. По опыту предыдущих лет, новостройки не были основополагающим сегментом для рынка ламинированных полов, главной движущей силой была ремонтная активность. При отсутствии новых макроэкономических катаклизмов, у населения должны появиться деньги на ремонты. Поэтому мы в 2010 ждем повторения объема 2008 года, а именно 60 млн м2.