Замена паркету?
Люберецкий комбинат ковровых покрытий — одно из старейших предприятий российского ковроткачества. Разобраться в проблемах и направлениях современного коврового дизайна нам помогает Константин Гусельников. Ковролин — текстильный материал, и дизайн его создается не просто плоским рисунком, а комбинациями высоты ворса, цвета, рисунка структуры. Комбинат производит тканые и тафтинговые покрытия.
Тафтинговый ковролин легко продается и больше всего пользуется спросом у тех, кто не может позволить себе более дорогое изделие. Цена за квадратный метр такого покрытия составляет примерно 150 руб. Этот ковролин легко режется на дорожки, также может служить заменителем ковра.
Другая большая группа — рулонный ковролин. Здесь много различных вариантов дизайна. Вариации рисунка получаются от комбинации высоты и типа ворса, от его покраски, стрижки. Существуют так называемые скроллы, где рельеф образован разной высотой нити. Скроллы могут быть из однотонной окрашенной нити, где рисунок создает рельеф, а могут печататься, то есть используется какой-то рисунок или иной тон плюс комбинация ворса. Есть продукция, образованная комбинацией петли и разрезанной нити, комбинацией петли и стриженой нити. На рынке существует от 5 до 10 тыс. комбинаций.
Цвет пола напрямую учитывается покупателем при выборе покрытия подчинен цвету интерьера. Отечественный потребитель отдает предпочтение теплой гамме: желтые, бежевые, бордовые, золотистые тона. Это связано с тем, что наша страна холодная, большая часть дней в году пасмурные, а так хочется солнца и тепла…
В настоящее время очень популярны покрытия с длинным ворсом. Эта мода пришла из-за границы. Такой ковролин просто необходим в спальне, детской, гостиной, зоне отдыха. Однако чем выше ворс, тем дороже изделие. Если два или три года назад длинноворсовые покрытия производились исключительно за рубежом и стоили на нашем рынке невероятно дорого, то сегодня можно с уверенностью сказать, что отечественный производитель освоил выпуск данного вида продукции.
Цена такого покрытия значительно снизилась и составляет около 500-600 руб. / м2. Длинноворсовой ковролин применяется, в основном, в частных интерьерах. Это связано с рыхлой структурой покрытия, не способной выдерживать активную эксплуатацию.
Если говорить о том, какой цвет и рисунок предпочитает российский потребитель, то здесь большую роль играют привычки и стереотипы. Наиболее «продвинуты» в этом плане жители столицы и крупных городов: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и др. Столичные жители активно следят за мировыми тенденциями интерьерной моды. Они предпочитают более яркие цвета, смелые сочетания, абстрактный рисунок покрытия.
Что касается провинциального потребителя, то он более консервативен. В провинции пользуются спросом покрытия спокойной гаммы с классическим рисунком, преимущественно это флористическая тематика. Ориентируясь на запросы рынка, в скором времени Люберецкий комбинат наладит производство длинноворсовых покрытий.
Еще одна специализация — жаккардовые ковровые изделия. Это штучное производство «Люберецких ковров». Практически каждое покрытие эксклюзивно, выпускается под заказ. Самые известные объекты: Администрация Президента, Государственная дума, Государственный Кремлевский дворец, мэрия Москвы, Дом Правительства, храм Христа Спасителя. В данном случае дизайн разрабатывается строго исходя из пожеланий заказчика. Учитывается цвет интерьера и интенсивность эксплуатации. Для рабочих кабинетов и зон общественных приемных дизайнеры комбината специально разработали индивидуальные эскизы покрытий.
Срок службы и внешний вид покрытия зависят от того, из какого материала изготовлен ворс. В производстве ковровых изделий Люберецкого комбината используется прочное волокно Antron. Цвет и узор выбирается с учетом сохранения внешнего вида ковролина при загрязнении. Светлый тон делает помещение просторным, а темные тона создают уют и комфорт. Крупный узор уменьшает помещение, мелкий увеличивает; негеометрический рисунок маскирует следы шагов и грязь. Коллекции постоянно обновляются, вводятся новые цвета и рисунки.
На предприятии на постоянной основе работает четыре художника-дизайнера, столько же привлекается на контрактной основе. В основном предприятие выпускает ковролин с абстрактным дизайном, а также с классическим. Не так давно потребитель «переметнулся» к абстракции, но сейчас заметно вырос спрос на покрытия с классическим дизайном. «Начинает возвращаться не стопроцентная классика, а так называемая неоклассика», — подчеркивает Константин Гусельников. — «В основном, продукция выпускается из импортного сырья. К сожалению, качественного сырья в России нет, да и раньше тоже не было. Более-менее качественное сырье это отечественная полушерсть».
Что касается производства тафтингового ковролина, здесь все сырье из-за границы. Это полиамид либо полипропилен. Основные поставщики: Турция, Бельгия, Франция, Германия. Полиамид дороже и качественней, его можно окрашивать любыми способами, полипропилен можно окрашивать лишь в нити, он дешевле. «Скоро на рынок выйдут два отечественных производителя полипропилена, сырье которых обещает быть качественным и дешевле западных аналогов», — утверждает Константин Гусельников.
По мнению Константина Гусельникова, в скором будущем ковролин сможет заменить и линолеум, и ламинат, и даже паркет. Все это возможно, так как используемое сырье по техническим и эксплуатационным показателям ничем не уступает сырью для производства других современных напольных покрытий.
«В настоящее время в связи с компьютеризацией производства ввод нового дизайна в производство занимает несколько минут: вставляется диск с программой и за работу. Раньше, чтобы ввести новый дизайн, необходимо было изготовить несколько тысяч перфокарт, которые отвечали за расположение той или иной нити в конкретном месте на полотне. У нас была возможность сравнить два вида станка: старый и новый. Разница — колоссальна!» — говорит Константин Гусельников.
Особое мнение
Есть и иное мнение. Вера Трушнина считает, что проблема разработки дизайна отечественных покрытий все-таки существует. В основном, по ее мнению, это связано с потерей традиций. На сегодняшний день в текстильном университете нет ни кафедры ковроткачества, ни кафедры технологии тканых материалов. Многие предприятия бывшего Советского Союза закрылись. Новые же не создали свои ценности, в основном занимаются копированием и переработкой западных аналогов, завоевавших популярность на рынке, с незначительными изменениями.
При разработке коллекций ковровых покрытий необходимо учитывать особенности отечественного потребителя. Большинство коллекций, разрабатывающихся для западного покупателя, не подходят россиянам. За рубежом спокойно относятся к ковровым покрытиям светлых тонов, у нас же предпочтение отдается более темным. Это связано с прижившимися стереотипами: светлое быстро пачкается.
«Мы забываем о современных грязеотталкивающих пропитках, о существовании большого количества средств по уходу за ковролином», — говорит Вера Трушнина. Но здесь стоит заметить, что большой выбор чистящих средств существует лишь в столице и крупных городах. В регионах же все по-другому, такого богатого ассортимента средств по уходу за ковровыми покрытиями нет. И пока на наших улицах не будет чисто, стереотипы по применению светлых покрытий будут действовать».
Вера Трушнина согласна с Константином Гусельниковым, что основная востребованная потребителем гамма сегодня — это теплые тона: бежевый, охристый, красный; в меньшей степени зеленый и синий. Пользуются спросом насыщенные, глубокие цвета. По поводу введения более активной палитры, например, ярко-красной, желтой, изумрудной, бирюзовой, небесно-синей, г-жа Трушнина отмечает, что все-таки большая часть потребителей не воспринимает такой активный акцент в интерьере. Поэтому производителем используются спокойные, приглушенные цветовые палитры. Прежде всего, любой производитель заинтересован в продаже товара и получении значительной прибыли, а не в развитии вкуса потребителя.
Технология производства ковровых покрытий у нас и за границей ничем не отличается. Отечественное производство в основном строится на импортном оборудовании, сырье и западных технологиях. Проблема кроется не столько в дизайне, сколько в сырье. Вера Трушнина считает, что в России пока нет качественного сырья для производства ковровых покрытий.
Как дизайнер, Вера отмечает, что разработка рисунка ковра, это не такая уж простая штука, как может показаться на первый взгляд. Художник-дизайнер должен обладать пространственным мышлением. Он должен стараться сделать так, чтобы рисунок был универсальным, элементы композиции не были слишком велики или слишком малы, чтобы рисунок не был аляповатым, а сочетание цветов было гармонично. В композиции должен присутствовать ритм, но непосредственно изображение на ковровом покрытии не должно быть чересчур активным и спорить с остальными элементами интерьера.
Разрабатываются как новые сочетания уже известных элементов: флористический, геометрический, абстрактный орнамент, так и подвергаются переработке фактуры и элементы природы. Например, при создании дизайна «Балтика» на предприятии «Балттекстиль», где долгое время проработала г-жа Трушнина, за основу была взята фактура песка Балтийского побережья. Прогуливаясь по берегу моря, дизайнер увидел, как невероятно красив рисунок песка с набегающим кружевом волн и искрящимися на солнце мокрыми камешками.
«Сфотографировав берег и обработав изображение на компьютере, мы получили основу для создания дизайна «Балтика»- рассказывает Вера Трушнина. «Данный дизайн, существует в нескольких цветовых вариантах и выполняется печатным способом. Еще одна особенность отечественного потребителя: нам нравился, нравится и будет нравиться растительный орнамент. Однако зарубежные предприятия больше ориентированы на абстрактный рисунок».
В настоящее время российский производитель активно развивается и понемногу вытесняет западного. Многие производители приходят к тому, что надо делать что-то свое, активно разрабатывают собственный оригинальный дизайн. При выборе ковролина необходимо четко ознакомиться с характеристиками того или иного покрытия и понять, где и как оно будет эксплуатироваться. В зоне активной эксплуатации целесообразно применять более упругое, плотное по структуре покрытие, желательно, тканое или иглопробивное, в зоне отдыха — мягкое, рыхлое с длинным ворсом, советует г-жа Трушнина.
Взгляд из-за границы
У представителя немецкой фирмы «Дуальэст» Алексея Мартынова свой взгляд на вопросы дизайна. Фирма специализируется на поставке в Россию контрактных покрытий. «Дуальэст» представляет две немецкие фабрики Infloor и Girloon. Infloor производит стандартные тафтинговые покрытия по двум программам. Первая программа — покрытия с индивидуальным дизайном, вторая — петлевые и разрезные. Все остальное в основном — это вариации петель двух типов и их высот. Технология достаточно гибкая, начиная от трех рулонов можно заказать любой цвет. Программа производства на фабриках следующая: покрытия производятся белого цвета, а затем определенное заказчиком количество ковролина окрашивается в выбранный им колер. Рисунок получается за счет способности к окрашиванию разноструктурных нитей, которые размещены особым образом в станке для получения необходимого дизайна.
Эта технология очень эффективна. Она позволяет производить маленькие партии продукции любого цвета. Вся продукция хранится в рулонах белого цвета. Конечно же существуют разные коллекции из различных материалов, однако все они белые и окрашиваются в любой момент в нужный заказчику цвет в любом количестве. Здесь экономится складская площадь и не возникает проблем с реализацией.
Также на этих фабриках имеется программа индивидуальной печати. Она позволяет выполнить любой рисунок из восьми цветов. Можно предложить свой дизайн или выбрать понравившийся из каталога. Производство занимает всего две недели. Делается акцент на то, что у нашего и западного потребителя вкусы и предпочтения по цвету и дизайну покрытий разнятся. Предпочтения отдаются таким покрытиям, на которых не будет заметна грязь. Это покрытия одного цвета с вкраплениями другого, так называемые «пестрые». Данные цветные «точки» позволяют скрыть грязь и надолго сохранить привлекательный вид ковролина.
«В данном случае большинство заказов индивидуальны. Потребитель выбирает свой цвет и рисунок согласно фирменному стилю или цвету — готового интерьера офиса, гостиницы, ресторана, кинотеатра и пр.», комментирует Алексей Мартынов. Прежде всего, по мнению г-на Мартынова, проблема отечественных производителей ковровых покрытий не в дизайне, а в качестве продукции.
Здесь на качество влияет все: сырье, красители, материал первичной и вторичной подложки, клей, латекс, технология производства, оборудование. На всем этом не надо экономить, если хочешь получить конкурентоспособный продукт. И пока эти вопросы не решены, большую долю отечественного рынка ковровых покрытий, к сожалению, будут занимать зарубежные производители.
Елена Квитко