На сегодняшний день в России, в пределах отрасли, конкуренция среди российских клининговых компаний проявляется в основном, в предоставлении моющих средств российского производства, что, соответственно, дешевле. Самое распространенное универсальное моющее средство, с которым приходится больше всех бороться, это обычная хлорка. Другими словами, на рынке существует предрасположенность к применению «народных средств», что зачастую мешает достижению необходимого результата на выходе: будь то качество пищевого продукта с завода, либо блюда в ресторане.
Компании, для которых крайне важна чистота на производстве больше и чаще других пользуются услугами клининга. Это в основном пищевое производство и предприятия общественного питания — гостиницы, рестораны, которым дорога своя репутация и уровень обслуживания клиентов.
Причина, по которой клининг отдается в аутсорсинг — это текучка кадров, которая существует в нашей отрасли. В больших клининговых компаниях все чаще на работу берут иммигрантов в качестве источника дешевой рабочей силы. Те компании, которые пренебрегают «дешевым» ресурсом, часто оказываются «вне рынка», так как себестоимость их услуг ощутимо выше.
Поддержка государства в плане развития клинингового бизнеса в России должна быть только тогда, когда необходимо подтвердить и поддержать общепринятые правила, которые стали законом. Если правила, стандарты или прочие регламенты, в которых нуждается рынок, отсутствуют, то ответственность ложится полностью на участников рынка. И, прежде всего, на тех, кому важнее введение новых правил для того, чтобы довести до общественного сознания, какие изменения нужны и какой будет выгода от этих изменений.
Когда речь идет об объеме рынка, необходимо уточнить, что мы имеем в виду — теоретический или практический объем. Естественно, гипотетический рынок клининга в несколько раз превышает реальные объемы, так как в теории все занимаются клинингом, но разными средствами — и с преобладанием хлорки! Практический объем — это там, где практически решают вопросы клининга, — в офисных помещениях, в торговых центрах, в общественных местах. Некоторые из наиболее крупных российских клининговых компаний оценили реальный объем рынка в $ 400-500 млн.
Мы также должны понять, что из этих 500 млн до 70 % стоимости клиниговых услуг составляет фонд заработной платы, от 10 до 13% — это амортизация оборудования (поломоечные комбайны и прочие), а остальное — затраты на чистящие, дезинфекционные и моющие средства. Однако, когда речь идет об экономии или сокращении затрат на клининг, до сих пор практикуется сокращение количества или объема «химии» вместо сокращения штатных единиц, в конце концов всегда дешевле привлечь еще одну штатную единицу.
Примечательно, что в Европе затраты на штат как процент от услуги иногда доходят до 85%, а иногда и до 90%, но при этом четко выработано понятие, каким затратным статьям обязательно нести химическую составляющую, чтобы обеспечить идеальную чистоту.
В России есть достаточное количество компаний, освоивших современные технологии и готовых обучить всех желающих. Однако, готовность применить эти технологии на предприятиях, в особенности это касается регионов, крайне низка. Исключения составляют предприятия, где законодательно закреплены стандарты гигиены и чистоты.
Если же сравнивать финансовый оборот в клининговом бизнесе, то Россия отстает от развитых стран Европы и Америки довольно сильно. Положительным образом влияет присутствие на российском рынке иностранных производителей химии, техники, ручного инструмента и прочих аксессуаров, которые в конкурентной борьбе приносят свои технологии, инвестируя в клининговый бизнес.
Также нельзя не отметить бурное развитие экономики России, масштабное строительство новых объектов недвижимости, приход новых, молодых менеджеров, которые хотят не только содержать в чистоте свои предприятия, тем самым повышая имидж компании, но и продлить срок службы вверенных в их управление объектов. Препятствуют развитию клининга низкие бюджеты, выделяемые на клининг, неосведомленность руководителей о преимуществах профессиональной уборки. Большинство руководителей, как ни странно, устраивает тот уровень уборки, который у них есть сейчас.
Клининговые выставки проводящиеся в России полезны тем, что предоставляют общественную площадку для освещения вопросов, вытекающих из деятельности клининговой отрасли. Выставочные тематики все больше и больше расширяются (количество выставок не убывает), и наряду с этим увеличивается возможность отслеживать глубину проработки вопросов, связанных с гигиеной и чистотой для той или иной отрасли. К сожалению, это также означает, что на основных клининговых выставках в качестве посетителей выступают сами участники рынка, а не представители других отраслей, которым нужна информация о степени развития клиниговой отрасли. Следовательно, самые плодотворные мероприятия, с точки зрения привлечения нового бизнеса, приходятся на промышленные выставки.