На прилавках строительных магазинов происходит то же, что и в мире. Если сравнительно недавно некоторые фирмы предпочитали не торговать китайскими напольными покрытиями, чтобы не ухудшить либо не создать себе репутацию компании, готовой в целях коммерческой выгоды предложить клиентам некачественный продукт, то теперь все одновременно сменили тактику ведения бизнеса. И это логично, так как китайская продукция пользуется огромным спросом в России — более дешевого товара с надлежащим качеством не купишь.
Лейбл Made in China всегда ассоциировался с дешевой, некачественной, недолговечной продукцией. Современный покупатель постепенно отходит от сложившихся годами стереотипов, его уже не отпугивает слово «Китай», так как перед покупкой напольного покрытия он проводит небольшое маркетинговое исследование и убеждается, что китайский продукт действительно конкурентоспособен.
Несколько иначе обстоит дело с текстильной продукцией, а точнее, с китайскими коврами. Всем известно, что ковроткачество зародилось на Востоке, именно поэтому в производстве ковров слово «Китай» означает, прежде всего, качество и традицию, передаваемую из поколения в поколение, из рода в род, из семьи в семью. Китай в настоящее время является лидером по производству высоковорсовых и скульптурных ковров.
Мануфактуры Юга Китая производят уникальные копии ковров из Лувра, разнообразную дворцовую классику. Китайцы создают свои новые дизайны используя мотивы современных художников-авангардистов, таких как Казимир Малевич, Сальвадор Дали, Миро и другие. При плетении ковров, помимо качественной длинноволокнистой шерсти новозеландских мериносных овец, стали также использовать шелк. Китайские ковры ручной работы — это некий бренд, которому принято доверять, которые стоят больших денег (стоимость одного ковра ручной работы может доходить до 1 млн руб.). Впрочем, китайские ковры, как и любой другой товар, бывают и плохого качества. Здесь подразумевается машинное, массовое производство, товар дешевый и недолговечный.
Китай — единственная страна в мире, которая занимается производством всех видов напольных покрытий. Линолеум, ламинат, паркет, ковролин, винил, керамическая плитка, керамогранит — список далеко не полный. По дизайну, внешнему оформлению китайская продукция максимально приближена к товарам европейских стран. Китай в самые короткие сроки «копирует» наиболее модные, востребованные цвета и оттенки, рисунки, используемые другими, чаще всего известными международными брендами. Однако, назвать данную продукцию подделкой тоже нельзя, так как чаще всего она продается под другим именем и с незначительными изменениями в дизайне.
По закону, любая продукция, привезенная из другой страны, должна в обязательном порядке пройти отечественную сертификацию. Касается это и сектора напольных покрытий. Иными словами, отечественная сертификация подтверждает, что китайская продукция надлежащего качества, что она пригодна для эксплуатации в России. Конечно, не все напольные покрытия проходят данную проверку, и такой товар чаще можно встретить на строительных рынках Москвы.
При покупке сертифицированного товара клиенту выдается что-то вроде гарантийного талона, где написаны серийные номера, дата производства, технические характеристики. Приобретая сертифицированную продукцию, человек страхует себя от подделки. Ведь в случае ошибки, связанной, естественно, с качеством продукции, или с несоответствием написанного с действительностью, клиент имеет все права на обмен товара или возврат денег. Но если он приобрел несертифицированный товар — надеятся остается лишь на добросовестность фирмы, у которой и был куплен продукт.
На оптовых складах китайская продукция пользуется повышенным спросом, и это, опять же, не удивительно, так как большая часть китайской продукции производится именно для крупных объектов. Особенно популярны у оптовых потребителей керамогранит и керамическая плитка. Для сравнения, самый дешевый китайский керамогранит стоит 300-400 руб., тогда как керамогранит таких же размеров, и, что особенно интересно, такого же внешнего оформления, но производства Италии — 50-100 $.
В изготовлении керамической плитки китайцы также остаются безусловными лидерами, например плитку размером 60х60 см кроме Китая производит лишь несколько стран.
Практически на всех оптовых предприятия основным конкурентом Китая принято считать Россию. Отечественные производители продают свой товар дороже китайского, но значительно дешевле европейского. О качестве отечественной и китайской продукции профессионалы рынка долго и много спорят и, скорее всего, разрешить этот спор поможет только время. Отечественные производители возможно в скором времени начнут вытеснять китайскую продукцию из России. Дело в том, что отечественных производителей уже довольно много, и они, к счастью, научились выпускать качественный продукт по сравнительно низким ценам.
Таким образом, получается, что китайская продукция:
1) самая дешевая в России и в мире;
2) актуальная по дизайну;
3) относительно качественная.
Открытым остается лишь один вопрос: «Почему?»
Напольные покрытия, продаваемые под европейскими брендами, зачастую произведены в Китае. Европейские и американские производители давно поняли преимущества размещения своих производств в странах Юго-Восточной Азии: дешевая рабочая сила, меньше затрат на техническое оборудование. Разница лишь в цене.
Что предпочесть? Дешевый, популярный китайский товар или дорогую европейскую продукцию (сделанную, может быть, в том же Китае), но с зарекомендовавшим себя именем? Выбор всегда остается за покупателем, а покупатель, как известно, голосует своим кошельком. И это, пожалуй, самая демократичная форма голосования в мире.
Анжела Микоян