Понятие «искусственный камень» так прочно вошло в наш обиход, что, по большому счету, для нас это означает лишь одно — ненатуральный. А что Вы на самом деле знаете об искусственном камне? Знаете ли Вы, сколько видов искусственного камня существует? Каковы их различия между собой? И в чем же, наконец, проявляется их «искусственность»?
Под термином «искусственный камень» подразумевают совершенно различные материалы — их объединяет только одно, они созданы человеком с помощью специальных технологий. Чаще всего, если речь идет о кухонной столешнице, то имеют в виду акриловый камень, мраморный или кварцевый агломерат.
Так же на рынке строительных материалов встречаются термины: литьевой мрамор, полимергранит, декоративный камень, искусственный мрамор, литьевой гранит, литьевой камень, полимербетон. Давайте же разберёмся во всем этом многообразии терминов?
В целом «искусственный камень» можно разделить на три группы:
1) Это различные виды синтетической каменной продукции, производимых на основе полиэфирных смол и натурального наполнителя в соответствующих пропорциях. В эту группу входят: кварцевый агломерат, мраморный агломерат, литьевый мрамор и т. п.
2) Акриловый камень — это композит, в состав которого входит минеральный наполнитель, цветовые пигменты и связующий компонент — акриловая смола. Минеральным наполнителем служит тригидрат алюминия — это белый порошок, являющийся одним из компонентов белой глины, той самой, из которой делают высококачественный фарфор.
3) Искусственный камень, производимый на основе бетона, с дополнением различных красителей, пластификаторов и других компонентов. Имитирует различные виды натурального камня или кирпича. В основном используется как строительно-отделочный материал. Рассмотрим подробнее каждую из вышеприведенных групп:
Первая группа: кварцевый агломерат /кварцевый композит, композитный камень/ — даже тут уже можно запутаться, но все это названия одного и того же камня. Этот вид искусственного камня производится путем вибропрессования полиэфирных смол и натурального наполнителя, такого как кварц, при высоких температурах. Данный материал наиболее приближен к природному, так как содержит в себе 90-92% натурального наполнителя, а по ряду свойств даже превосходящий. Сюда же относится и мраморный агломерат, но в отличие от кварцевого, в состав его входит мраморная крошка.
Кварцевый и мраморный агломераты получили широкое распространение и производятся крупными компаниями в мировых масштабах. Причина того, что данный камень не производят небольшие компании, в дороговизне оборудования и высоких требованиях к качеству сырья. Наиболее известные бренды производящие кварцевый агломерат: DuPont (США), Samsung (Ю. Корея), Silestone (Испания), Caesarstone (Израиль).
Мраморный агломерат традиционно производят итальянские компании. Это такие бренды как Santamargherita и Quarella. К этой же группе можно так же отнести искусственный материал, получаемый путем литья, так называемый литьевый мрамор или литьевый камень. Производством такого вида камня, в основном, занимаются многочисленные локальные производства. Каждое из которых может иметь свои технологии и названия, но объединяет их одно — использование полиэфирных смол в качестве связующего вещества и натурального наполнителя в виде обломком гранита, мрамора и так далее. Говорить о свойствах таких материалов можно лишь в самом общем ключе, ввиду особенностей каждого отдельного производства.
Вторая группа — акриловый камень, на сегодняшний день самый распространенный искусственный материал. Но в отличие от композитного камня в состав его входит только 5-7% натурального наполнителя, что делает этот материал более пластичным и поддающимся реставрации. Производителями акрилового камня являются крупные мировые компании, зачастую ориентированные на производство как акрилового, так и композитного камня. Лидерами в мире являются его первооткрыватели DuPont (США), а так же Samsung (Ю. Корея), Lion Chemtech (Ю. Корея) и другие марки.
Сфера применения этого материала традиционна, это столешницы для кухонь, мойки, подоконники, барные и стойки рецепшен, также можно встретить предметы интерьера из этого пластичного материала. Одним из преимуществ акрилового камня является наличие огромной палитры цветов, а так же бесшовная система монтирования изделий, которая позволяет интегрировать мойки в столешницы. Насколько такие плюсы критичны для выбора материала, решать вам.
Что же касается Третий группы материалов, производящихся на основе бетонов, то из них чаще всего выполняют различные декоративные облицовочные материалы, тротуарную плитку, бордюры и декоративные элементы. Преимуществом данного материала является его относительно небольшой вес, возможность создания угловых элементов и декоры, ну и, конечно же, цена. Простота производства, доступность материалов и высокий спрос породили огромное количество такого рода продукции на рынке.
Каждый из перечисленных материалов имеет свои плюсы, поэтому наши рекомендации будут носить общий характер.
1. Доверяйте только мировым производителям, они обеспечивают надлежащее качество и экологическую безопасность своей продукции, которая проходит международную сертификацию. Если же речь идет об облицовочном материале для наружных работ, то здесь качество повлияет скорее на срок службы материала, например количество циклов зима-лето.
2. Выбирайте не «кустарные» производства.
3. Помните, что скупой платит дважды, останавливайте свой выбор на ценах среднего диапазона.
Искусственный камень совсем не означает, худшие характеристики материала и не всегда означает дешевый, например тот же агломерат на основе кварца зачастую дороже натурального гранита, но цена обусловлена его высокими потребительскими свойствами. Технологии проникают и в такие консервативные отросли как камнеобработка, требования рынка к материалам растут, а за спросом движется и предложение. Материалы, которые можно отнести к искусственным камням, появляются все чаще и каждый предлагает свои уникальные решения для его применения.