Когда в средневековой Европе в XIII — XIV веках кто-то из знати придумал выстилать полы в домах гармонично подобранными дощечками из дерева различных пород, вряд ли этот человек думал о том, что вводит моду, которая продержится без преувеличения семь веков. Возникали и исчезали государства, начинались и заканчивались войны, происходили революции, совершались великие открытия, научно-технический прогресс двигался вперед семимильными шагами, менялись костюмы и прически.
Но неизменной оставалась мода на паркет как таковой: небольшие деревянные плашки, выложенные орнаментом, как лучшее решение для пола. Разумеется, для тех, кто мог себе это позволить. Паркет, за исключением совсем короткого периода советского массового строительства, когда его клали в только что отстроенных хрущевках, всегда был покрытием элитарным.
Сегодня паркет переживает второе рождение. Аналитики отмечают рост рынка в стоимостном выражении по итогам прошлого года на 16%, причем прирост произошел за счет дорогих сегментов. При этом за последние три года изменилась структура потребления паркета по типам продукции. Сократилась доля штучного паркета и увеличилась доля паркетной доски.
Структуру же потребления паркета определяют три группы потребителей: частный сектор, заказы со стороны государственных учреждений и органов власти, и строительные компании. Но ключевая роль принадлежит частным клиентам. Причем на спрос со стороны конечных потребителей влияют три фактора: благосостояние населения, мода и состояние рынков товаров субститутов.
На все времена
С начала прошлого года дизайнеры, производители паркетных изделий, дистрибьютеры отмечают возрастание интереса потребителей к паркету «под старину». Что, в общем-то, находится в русле мирового тренда стремления людей к вещам «с историей». В структуре рынка сложно выделить долю искусственно состаренного паркета, это все равно, что пытаться определить, насколько синие джинсы со стразами продаются чаще черных с потертостями.
Существует несколько способов искусственного старения древесины: Браширование, Тонирование, Патинирование, Кракелюр (растрескивание лакового покрытия) и Имитация жука-короеда. В промышленном производстве паркета и паркетной доски применяют Браширование, Тонирование и реже — Патинирование.
В процессе естественной эксплуатации деревянных изделий от влажности мягкие волокна древесины дают усадку, в результате на поверхности появляются бороздки, они забиваются пылью и выглядят темнее основной древесины. Кроме того, само дерево изменяет цвет (например, дуб темнеет, хвойные породы становятся серыми). Браширование, тонирование и патинирование позволяют имитировать этот процесс в сжатые сроки.
Браширование — удаление мягких волокон древесины с помощью жестких щеток. В результате проявляется текстура дерева. При производстве паркетной доски браширование чаще всего сочетают с тонированием, причем тонирование может выполняться как до выемки мягких волокон (тогда гребни получатся темными, а бороздки светлыми), так и после. В этом случае для придания дереву характерных потертостей поверхность дополнительно обрабатывают абразивными и полирующими щетками, и выступающие над поверхностью элементы получаются светлыми, что выглядит естественнее. Возможно также подчеркнуть текстуру дерева с помощью патинирующих составов, которые проникают глубоко в поры дерева, открытые при брашировании, а затем тонировать. Таким образом, поры получатся одного оттенка, а основная древесина — другого, например, красный дуб с черными порами.
Все эти дополнительные мероприятия по обработке древесины приводят к удорожанию конечного продукта. Если стоимость штучного паркета (без обработки поверхности) стартует с 500 рублей за квадратный метр, паркетной доски — с 900 рублей за «квадрат», то цена квадратного метра брашированной паркетной доски начинается от 1200 рублей. Но большинство коллекций искусственно состаренного паркета находятся в ценовом диапазоне от 1500 до 3000 рублей. Разумеется, сюда не входят эксклюзивные полы.