Готовь сани летом, а телегу зимой! В хозяйстве, конечно, нужна тачка. Покупная, с легким металлическим кузовом и единственным маленьким колесом — отлично справится с бытовыми задачами. Но только если вам не придется катить ее по кочкам… или по склону… или перевозить так и норовящие рассыпаться листья… или загружать в нее крупные предметы…
Для экстремальных случаев хорошо держать в сарае самодельную садовую тележку — такую, как на фото. Два «велосипедных» колеса не дают ей крениться вправо-влево, и благодаря толстым надувным шинам «коробчонка» легко катится. В большой кузов умещается до 10 мешков грунта, а наклонная передняя стенка сильно облегчает процесс погрузки. Поверьте, эта самоделка станет основным транспортом на участке.
Вам потребуются
— циркулярная пила
— дрель o фрезер
— 1 лист водостойкой фанеры 19 мм
— 1 доска 50 х 100 х 1200 мм
— 3 доски 25 х 100 х 2400 мм
— 1 доска 12x75x1000 мм
— колеса диаметром 500 мм
— резьбовой стержень 12,5 х 1200 мм
— 4 шайбы 12,5 мм
— 2 стопорные гайки
— угловые кронштейны
— металлический уголок 25 х 25 х 600 мм
— оцинкованные шурупы
— столярный клей.
ХОД РАБОТЫ
1. Сделайте доску-шаблон, она позволит выполнять идеально ровные пропилы. Укладывайте ее на фанеру и закрепляйте струбцинами перед каждым пропилом.
2. Кромки передней стенки и днища должны быть скошены под 45°. Используйте ограничительную планку, чтобы не испортить шаблон.
3. Переверните кузов, при помощи столярного клея и оцинкованных шурупов (длиной 5 см) закрепите на днище три нижние перекладины (Е).
4. Установите шайбу, колесо, еще одну шайбу и стопорную гайку на одну сторону резьбового стержня. Измерив величину вылета, необходимого для монтажа колеса, перенесите это расстояние на другой конец оси и отпилите стержень. Установите фиксаторы оси и крышку.
5. Нанесите строительный клей на опоры, закрепите их струбцинами и закрутите шурупы. Деревянный брусок подставляется под подпорку, чтобы оставить место для верхней планки стойки для инструментов.
6.Укрепите углы кузова алюминиевыми уголком, «посадив» его на клей и шурупы. Предварительно придется просверлить и отзенковать отверстия под головки шурупов.
7. Закрутите шурупы в торцы рукоятки через ригели. Укрепите это соединение кронштейнами.
8. Выпилите три планки-держателя для инструментов, выполните в них отверстия, куда будут вставляться рукоятки инструментов. Устанавливайте планки на клей и шурупы.
Опоры и рукоятка
Выпилите из доски опоры и закрепите их на выступающих краях боковых стенок. Используйте деревянный брусок, чтобы оставить место для установки верхней планки стойки для инструментов. А ригели рукоятки J смонтируйте так, чтобы оставить место под алюминиевый профиль. Необходимую длину металлических уголков (они нужны, чтобы усилить углы кузова) лучше отмерить, приложив профиль непосредственно к месту монтажа. Не забудьте перед тем, как прикрутить, намазать их клеем. Затем можно установить рукоятку Р и три планки-держателя для инструментов.
Советы мастера
Не полагайтесь только на шурупы, для прочности наносите строительный клей на все соединения, включая металлический профиль. Прежде чем отпиливать ось, накрутите на нее гайку за линию отреза. После открутите — она «заново нарежет» поврежденную резьбу, и стопорная гайка закрутится без труда.
Если вы планируете перевозить на тележке тяжелые грузы и хотите дополнительно укрепить колесную опору, то используйте древесину дуба для всех ее деталей.
Окрашивайте тележку, сняв колеса. Требуется грунтовка и 2 слоя краски для наружных работ.
Храните деревянную тележку в помещении. Если под крышей места не нашлось, то пусть «отдыхает» в перевернутом виде, установленная на пару брусков высотой 10 см.
РИСУНОК 1 Разметка фанеры
РИСУНОК 2 Схема сборки садовой тележки. Общие размеры (Д х В х Ш): 167,5 х 62 х 104 см
Раскрой фанеры
Для того чтобы сделать кузов, потребуется всего лишь один лист фанеры. Разметьте материал, как показано на рисунке 1. Сначала нарежьте продольные полосы шириной 35,5, 76,2 и 8,9 см. Далее выпиливайте: боковины А из полосы шириной 35,5 см; нижние перекладины Е из полосы шириной 8,9 см; переднюю стенку С, днище D и заднюю стенку В из широкой полосы 76,2 см.
Доска-шаблон для раскроя — удобная штука. Но если выполнять скосы кромок под 45°, то такие же скосы появятся и на шаблоне, и его нельзя уже будет использовать в дальнейшем. Чтобы такое не произошло, временно закрепите на доске ограничительную планку толщиной 1,9 см. Край шаблона разместите на линии пропила (точно так, как бы вы это сделали для обычного пропила по прямой), затем выполните пропил под углом 45°.
Собираем кузов
Во избежание растрескивания фанеры при закрутке шурупов предварительно насверлите под них отверстия. Отверстия нужны в боковинах — на расстоянии около 1 см от края через каждые 10 см. Монтаж лучше производить в таком порядке: 1) передняя стенка; 2) днище (вровень с краями боковин); 3) задняя стенка.
Нижний скошенный край днища должен плотно прилегать к краю передней стенки. Если все правильно распилено и собрано, то в задней части останется около 9 см под стойку для инструментов. Если это расстояние немного меньше или больше, ничего страшного.
Как установить колеса
Переверните кузов. Закрепите на днище три нижние перекладины Е (см. рисунок 2). Причем среднюю расположите так, чтобы ее ось отстояла на 52,7 см от края задней перекладины (Е). К чему такая точность? Если не соблюсти это расстояние, то устойчивость тележки будет нарушена. Расположите колесо, установленное на ось плотно к боковой стенке кузова, и измерьте, сколько места оно занимает. Отметьте это расстояние на другом конце оси и отпилите. Установите другое колесо. Нанесите клей на планки-фиксаторы оси F, уложите их плотно к оси и закрепите на средней перекладине Е шурупами (длиной 5 см). Затем установите планку-заглушку G.